Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 по делу n А53-4786/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-4786/2008-С5-34

30 октября 2008 г.                                                                              15АП-5147/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2008 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Колесова Ю.И.

судей Т.Г. Гуденица, Н.Н. Смотровой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.

при участии:

от ООО «Ойл-Инвест-Дон»: Грицихин Ярослав Валерьевич (паспорт № 60 04 356256, выдан ОВД Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону) по доверенности от 09.01.2008г.,

от МИ ФНС №13 по РО: представитель не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 22.09.2008г.),

от ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону: представитель не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 23.09.2008г.), заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Ростовской области

на решение  Арбитражного суда Ростовской области от  26.06.2008 года  по делу № А53-4786/2008-С5-34

принятое в составе судьи Стрекачева А.Н.

по заявлению ООО «Ойл-Инвест-Дон»

к заинтересованному лицу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Ростовской области

при участии третьего лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону

о  признании недействительными уведомлений налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Ойл-Инвест-Дон» (далее – ООО «Ойл-Инвест-Дон») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №13 по Ростовской области (далее – МИ ФНС №13 по РО) о признании незаконным бездействия МИ ФНС №13 по РО, выразившегося в невыдаче обществу свидетельства о регистрации 100 игровых автоматов по заявлению общества от 04.12.2007г.

Определением суда от 08.04.08г. заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу №А53-4786/2008-С5-34.

ООО «Ойл-Инвест-Дон» также обратилось в суд с заявлением к МИ ФНС №13 по РО о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в невыдаче обществу свидетельства о регистрации 100 игровых автоматов по заявлению общества от 04.12.2007г.

Определением суда от 08.04.08г. заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу №А53-4785/2008-С-34.

Определением суда от 21.04.08г. дело № А53-4786/2008-С5-34 и дело №А53-4785/2008-С-34 объединены с присвоением объединенному делу номера А53-4786/2008-С5-34.

Определением суда от 06.05.08г. судом приняты к рассмотрению уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ требования: о признании недействительным уведомления МИ ФНС №13 по РО от 05.12.07г. №16-11-05 об отказе в регистрации 100 игровых автоматов по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 51 и пр. Баклановский, 54 и уведомления от 15.11.07г. №16-11-04 об отказе в регистрации 50 игровых автоматов по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Первомайская, 107 «а».

Определением суда от 26.05.2008г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону.

Решением суда от 26 июня 2008г. заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что налоговая инспекция документально не опровергла, что у общества по указанным адресам расположены игровые автоматы, которые признаются объектами налогообложения. Общество ведет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, доказательств несоответствия признакам налогоплательщика, установленным ст.ст. 19, 38, 365, 366 НК РФ налоговой инспекцией не представлено. Исполнение налоговой инспекцией обязанности, установленной ст. 366 НК РФ по выдаче свидетельства, не может зависеть от усмотрения налогового органа, т.к. ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами отказ налогового орган в выдаче такого свидетельства не предусмотрен.

Не согласившись с принятым судебным актом, МИ ФНС №13 по РО обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что контроль за соблюдением организатором азартных игр требований Федерального закона №244-ФЗ от 29.12.2006г. возложен на налоговые органы. Игорное заведение общества не отвечало требованиям ФЗ №244-ФЗ от 29.12.2006г. и до 01.07.2007г. не осуществляло деятельность на территории г. Новочеркасска, в связи с чем в регистрации игровых автоматов было отказано.

МИ ФНС №13 по Ростовской области и ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили. От ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.

Представитель ООО «Ойл-Инвест-Дон» в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в письменном отзыве на жалобу.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителей МИ ФНС №13 по РО и ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ООО «Ойл-Инвест-Дон», суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, ООО «Ойл-Инвест-Дон» состоит на учете по месту нахождения в ИФНС по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону.

 06.11.2007г. и 04.12.2007г. ООО «Ойл-Инвест-Дон» обратилось в МИ ФНС №13 по Ростовской области с заявлениями о регистрации игровых автоматов: соответственно 50 игровых автоматов, расположенных по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Первомайская, 107 «А» и 100 игровых автоматов, расположенных по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, 54.

Уведомлением №16-11-04 от 15.11.2007г. и  №16-11-05 от 05.12.2007г.  обществу «Ойл-Инвест-Дон» отказано в регистрации игровых автоматов в связи с тем, что деятельность принадлежащего обществу игорного заведения не отвечает требованиям Федерального закона №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Считая незаконным отказ налоговой инспекции в регистрации игровых автоматов, ООО «Ойл-Инвест-Дон» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа ООО «Ойл-Инвест-Дон» в регистрации игровых автоматов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

В силу ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Согласно пункту 2 статьи 366 НК РФ налогоплательщик обязан зарегистрировать каждый объект налогообложения налогом на игорный бизнес в налоговом органе по месту установки этого объекта, не позднее чем, за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения.

 Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.  Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения.

Налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

МИ ФНС №13 по Ростовской области, получив  от ООО «Ойл-Инвест-Дон» заявления о регистрации объектов налогообложения, свидетельство о регистрации в установленный срок обществу не выдала. 

Письмами 16-11-04 от 15.11.2007г. и  №16-11-05 от 05.12.2007г.  МИ ФНС №13 по РО в регистрации соответственно 50 и 100 игровых автоматов отказано в связи с невыполнением условий ФЗ №244-ФЗ от 29.12.2006г. Отказ в регистрации автоматов составлен в письменной форме, подписан заместителем руководителя налогового органа.

Между тем, ни НК РФ, ни ФЗ №244-ФЗ не предусматривают указанного порядка действий инспекции, ни НК РФ, ни ФЗ №244-ФЗ не предусмотрена возможность отказа инспекцией в регистрации объектов налогообложения.

Судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный довод налогового органа о том, что контроль за соблюдением организатором азартных игр требований Федерального закона №244-ФЗ от 29.12.2006г. возложен на налоговые органы.

29.12.2006 года принят Федеральный Закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» №244-ФЗ. 

Согласно ст. 20 ФЗ №244-ФЗ закон вступает в силу с 01.01.2007 года.  Статьями 5, 16 ФЗ №244-ФЗ установлено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Имеющие соответствующие лицензии игорные заведения вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 3 ФЗ №244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.

Таким образом, Федеральным законом №244-ФЗ прямо не закреплено, что налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований указанного закона. 

В соответствии со статьей 1 НК РФ Закон №244-ФЗ не является актом законодательства о налогах и сборах, а определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Согласно статье 2 НК РФ Закон №244-ФЗ не распространяет свое действие на налоговые правоотношения и не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Данный порядок относится к сфере налоговых правоотношений и регулируется нормами статьи 366 НК РФ.

В соответствии со статьей 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения от налогоплательщика заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

Налоговая инспекция документально не опровергла, что у общества по указанным в заявлениях адресах расположены игровые автоматы, которые признаются объектами налогообложения, и заявлены к регистрации в установленном статьей 366 НК РФ порядке.

Общество ведет предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. Доказательства несоответствия общества признакам налогоплательщика, установленным статьями 19, 38, 365 и 366 НК РФ, налоговая инспекция не представила.

Пунктами 2 и 6 статьи 366 НК РФ установлена обязанность налогового органа выдать по заявлению о регистрации объектов налогообложения соответствующее свидетельство налогоплательщику. Исполнение этой обязанности не может зависеть от усмотрения налогового органа, так как ни законодательством о налогах и сборах, ни какими-либо иными правовыми актами отказ налогового органа в выдаче такого свидетельства не предусмотрен.

При этом вопросы, связанные с наличием либо отсутствием вменяемых обществу нарушений Закона №244-ФЗ, а также с необходимостью прекращения деятельности игрового зала должны решаться в порядке, установленном Законом

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008 по делу n А32-638/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также