Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по делу n А32-3200/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-3200/2008-28/59

09 декабря 2008 г.                                                                              15АП-4752/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2008 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ильиной М.В.

судей Галова В.В., Захаровой Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Решетниковым Р.А.,

от ответчиков:

ФГУ «Сочинский национальный парк» - Боярских В.М. по доверенности от 17.10.2008 №59,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного учреждения «Сочинский национальный парк»

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.05.2008 по делу № А32-3200/2008-28/59

по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, г.Краснодар

к индивидуальному предпринимателю Учадзе Елене Владимировне, г.Сочи,

федеральному государственному учреждению «Сочинский национальный парк», г.Сочи,

при участии третьего лица: Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, г.Краснодар

о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка и признании недействительным зарегистрированного права аренды,

принятое в составе судьи Данько М.М.

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (далее – ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к индивидуальному предпринимателю Учадзе Елене Владимировне, ФГУ «Сочинский национальный парк» о признании недействительным (ничтожным) договора аренды земельного участка от 20.05.2005 №12/21 площадью 0,05 га с кадастровым номером 23:49:05 12 042:0022, расположенного в квартале 42, выделе 72 Краснополянского лесничества ФГУ «Сочинский национальный парк» и истребовании указанного земельного участка из незаконного владения ИП Учадзе Е.В.

В судебном заседании 19.05.2008 истец уточнил исковые требования, просил суд признать недействительным (ничтожным) указанный договор аренды,  признать недействительным зарегистрированное за ИП Учадзе Е.В. право аренды на этот участок путем аннулирования записи в ЕГРИП от 04.08.2005 № 23-23/22/029/2005-150.

Иск мотивирован тем, что переданный в аренду предпринимателю земельный участок является федеральной собственностью, у национального парка находится на праве бессрочного пользования. Национальный парк не имел полномочий по распоряжению спорным земельным участком, в том числе на предоставление в аренду.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд установил, что оспариваемый договор заключен в нарушение ст. 270 Гражданского кодекса Российской Федерации без согласия собственника участка и  с нарушением п.4 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, установившего запрет на распоряжение земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

ФГУ «Сочинский национальный парк» обратилось с апелляционной жалобой на решение суда, указав, что судом не исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. В период с 20.08.1996 по  06.02.2007  во исполнение требований п.3 ст.17 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» действовало Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территории национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха», в соответствии с которым уполномоченным органом на предоставление земельных участков в аренду являлась дирекция национального парка.

ИП Учадзе Е.В. в отзыве на апелляционную жалобу просила решение Арбитражного суда Краснодарского края отменить по основаниям, аналогичным доводам ФГУ «Сочинский национальный парк».

Определением суда от 25.09.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю.

В судебном заседании представитель ФГУ «Сочинский национальный парк» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда в иске отказать.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю (абз. 6 п. 19, абз. 3 п. 10 Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724), ИП Учадзе Е.В., Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились. В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в порядке апелляционного производства, в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФГУ «Сочинский национальный парк», арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Учадзе Е.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание-кафе литер А, площадью 194,7 кв.м., расположенное по адресу: г.Сочи, Адлерский район, с. Эсто-Садок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.10.2004 серии 23АБ № 671563 (т.1,л.д.46).

Согласно лицензии на осуществление деятельности по туризму и отдыху на территории национального парка, выданной Федеральной службой лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Учадзе Е.В. была разрешена на территории Сочинского национального парка деятельность по обустройству и эксплуатации пункта питания в период с 2004 по 2053 годы (т.,л.д.62).

Между государственным учреждением «Сочинский национальный парк» (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Учадзе Е.В. (арендатор) был подписан договор аренды земельного участка №12/21 от 20.05.2005, по условиям которого арендатору во временное пользование сроком на 49 лет был предоставлен земельный участок площадью 0,05 га, с кадастровым номером 23:49:05 12 042:0022, расположенный в квартале 42, выделе 72 Краснополянского лесничества ГУ «Сочинский национальный парк». Разрешенным видом использования спорного земельного  участка в договоре указано обустройство и эксплуатация пункта питания (т.1,л.д.41-43).

Договор аренды земельного участка №12/21 от 20.05.2005 был зарегистрирован в органах регистрации прав на недвижимое имущество 04.08.2008 о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество была внесена запись № 23-23/22/029/2005-150 (т.1,л.д.45).

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, полагая, что у ФГУ «Сочинский национальный парк» отсутствовали полномочия на передачу в аренду спорного земельного участка, обратилось в суд с настоящим иском.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особых охраняемых природных территориях» национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим. Согласно пункту 1 части 4 статьи 27 и статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается. В силу статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Право на передачу в аренду земельных участков национальным паркам предоставлялось статьей 17 Федерального закона «Об особых охраняемых природных территориях» (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом №201 от 4.12.2006). Однако после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации 25.10.2001 национальные парки такого права были лишены, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе те, за которыми такое право на земельные участки сохраняется в силу пункта 3 названной статьи, не вправе распоряжаться данными земельными участками. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации разъяснил, что после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, в том числе и при наличии согласия на это собственника земельного участка (пункт 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»).

Спорный земельный участок входит в состав особо охраняемой природной территории национального парка, что подтверждается договором аренды от 20.05.2005 №12/21, землеустроительным делом (т.2, л.д.6-11). Земли национального парка отнесены к объектам федеральной собственности в силу прямого указания закона (часть 4 статьи 27 и статья 95 Земельного кодекса Российской Федерации) и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. В связи с этим парк, владеющий указанными землями на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться земельным участком.

Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из Федерального закона. В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и обладающим полномочиями собственника, в том числе в области земельных отношений, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность  непосредственно и через свои территориальные органы.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что органом федеральной власти принимался специальный распорядительный акт о передаче земельного участка в аренду.

При таких обстоятельствах договор аренды от 20.05.2005 № 12/21 не соответствует требованиям п. 1 ст. 125, ст. 209, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожным. Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.09.2008 № Ф08-5413/2008.

Поскольку спорный договор аренды является ничтожным, и в силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет юридических последствий суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости прекращения записи от 04.08.2005 № 23-23/22/029/2005-150 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации договора аренды земельного участка от 20.05.2005 № 12/21.

Доводы заявителя жалобы о том, что право на заключение спорного договора аренды было предоставлено ему п.3 ст.17 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 «Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территории национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха», действовавшими на момент заключения спорного договора отклоняются судом апелляционной инстанции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из указанного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2008 по делу n А32-22130/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также