Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 n 15АП-3198/2010 по делу n А32-19229/2009 По делу о взыскании платы за пользование вагонами по договору.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2010 г. N 15АП-3198/2010
Дело N А32-19229/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Корневой Н.И., Ехлаковой С.В.
при ведении протокола судебного заседания Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: Киселева Н.П., паспорт, доверенность N НЮ-10/804 от 08.12.2009 г.
от ответчика: Тагирова Г.М., паспорт, доверенность от 28.12.2009 г., Деревенец И.В., доверенность от 01.02.10 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.02.2010 г. по делу N А32-19229/2009
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Краснодарского отделения "Северо-Кавказской железной дороги"
к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт"
о взыскании 128 990 руб. 44 коп.
принятое в составе судьи Непранова Г.Г.,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Краснодарского отделения "Северо-Кавказской железной дороги" (далее - ОАО "РЖД" в лице Краснодарского отделения "Северо-Кавказской железной дороги") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ОАО "Туапсинский морской торговый порт") о взыскании 128 990 руб. 44 коп. платы за пользование вагонами.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2010 с ответчика в пользу истца взыскано 1 556 руб. 70 коп. платы за пользование вагонами.
Решение мотивировано тем, что предъявленная плата за пользование вагонами рассчитана истцом с нарушением порядка, предусмотренного Тарифным руководством N 2, утв. Постановлением ФЭК РФ от 19.06.2002 г. N 35/12, что также подтверждается письмом ФСТ России N ЕВ-914/10 от 19.02.2009 г. Кроме того, дорогой при начислении платы не учтено, что в соответствии с пунктом 5 абзаца 4 Договора N 85/4 предусмотрено, что для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через один час после предыдущей. Несоблюдение истцом п. 5 абзаца 4 договора N 85/4, приводит к затруднению проведения портом маневровых работ. В случае подачи вагонов с нарушением интервала в один час, вагоны должны зачисляться на ответственность порта по истечению одного часа после предыдущей подачи вагонов. Также дорогой не выдержано время оформления перевозочных документов, 17,9 минут на маршрутную отправку, установленную п. 18.14 договора. Обоснованными являются требования в сумме 1 556,7 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Российские железные дороги" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что плата начислена дорогой в соответствии с действующим законодательством и условиями договора N 85/4, суд при рассмотрении спора вышел за пределы заявленных требований, т.к. истец просил взыскать сумму 128 990 руб. 44 коп., а суд отказал во взыскании 221 102 руб. 42 коп.
Представитель дороги в судебное заседание явился, поддержал доводы жалобы.
Представитель ОАО "Туапсинский морской торговый порт" в судебное заседание апелляционной инстанции явился, представил отзыв, просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Указал, что правомерность при расчете с округлением до копеек платы за пользование вагонами подтверждена разъяснениями ФСТ России от 19.02.2009 N ЕВ-914/10. Выписки из книги ГУ-2, на которые ссылается общество, не подтверждают факт передачи порту уведомлений о подаче вагонов. Истец подавал вагоны с нарушением предусмотренного интервала, что затруднило проведение маневровых работ с ранее поданной партией. Кроме того, дорогой необоснованно начислена плата за пользования вагонов с импортными грузами, поскольку время простоя определено с момента оформления грузов таможенными органами. Однако, плата может начисляться с момента их уборки с путей необщего пользования ОАО "ТМТП". С момента снятия спорных вагонов с ответственного простоя порта до момента уборки вагонов последние простаивали по причинам зависящим от перевозчика. В соответствии с п. 2.4 Временной инструкции о порядке обслуживания и организации движения на ж.д. пути необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт" от 28.11.2006 г. без разрешения маневрового диспетчера станции маневровым локомотивам порта запрещено выезжать на выставочные пути N 5 и N 6 парка "В". Также дорогой не учтено, что время оформления перевозочного документа товарной конторой станции Туапсе, превышающее 17,9 минут на один документ должно исключаться из оплачиваемого времени в соответствии с п. 18.14. договора N 85/4.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между "РЖД" и ОАО "ТМТП" заключен договор N 85/4 от 25.06.2008 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", для ОАО "ТМТП" при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги. Стороны распространили действие договора на период с 14.08.2007 г. по 14.08.2010 г., что не противоречит действующему законодательству.
В соответствии с указанным договором ОАО "РЖД" производит подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "ТМТП", примыкающий к путям N 5 и N 6 парка "В" станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги, через стык рамного рельса стрелочного перевода N 207 и стык рамного рельса стрелочного перевода N 228, обслуживаемого локомотивом порта.
В период 10-20 июля 2008 года ОАО "РЖД" подавало под выгрузку для ОАО "ТМТП" вагоны, что подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов.
Часть поданных вагонов находилась на пути необщего пользования грузополучателя сверх установленного договором технологического срока оборота вагонов, за что перевозчик начислил грузополучателю плату за пользование вагонами на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации в сумме 388 927,06 руб., в том числе налог на добавленную стоимость - 59 327,86 руб. Сторонами произведена сверка расчетов, составлен соответствующий акт от 04.08.2008 г. (л.д. 67). Акт подписан грузополучателем с оговоркой о том, что плата за пользование вагонами за 2 декаду июля 2008 года составляет 167 824,64 руб. От оплаты 221 102,42 руб. грузополучатель отказался по основаниям, изложенным в оговорках к ведомостям подачи и уборки вагонов. Неполная оплата за пользование вагонами послужила основанием для обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд. При этом, дорогой заявлено о взыскании 128 990 руб. 44 коп.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ суд пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 64 УЖТ РФ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозки грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов.
В соответствии со ст. 39 УЖТ РФ за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования определяется в соответствии с положениями главы 4 Устава.
Согласно ст. 57 УЖТ РФ отношения по поводу эксплуатации железнодорожных путей в порту, подачи и уборки вагонов регулируются соответствующими договорами, заключаемыми перевозчиком и портом. Подача и уборка вагонов для грузоотправителей, грузополучателей в портах осуществляются локомотивом, принадлежащим порту на праве собственности или на ином праве, с передачей вагонов, контейнеров порту на железнодорожных выставочных путях (железнодорожных путях, на которых выполняются технологические операции, связанные с передачей вагонов, контейнеров) в соответствии с договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, договорами на подачу и уборку вагонов.
Пунктом 16.3 договора N 85/4 от 25.06.2008 предусмотрено, что плата за пользование вагонами начисляется по ведомостям подачи и уборки вагонов ежесуточно и оплачивается портом подекадно на основании выставленного перевозчиком счета-фактуры с приложением расчета, первичных документов и акта сверки расчетов, который оформляется и подписывается сторонами не позднее 4 рабочих дней после окончания декады.
Пунктом 18.6 договора N 85/4 от 25.06.2008 предусмотрено, что плата за пользование вагонами вносится перевозчику в соответствии со ст. 39 УЖТ, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
Согласно пункту 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением ФЭК Российской Федерации от 19.06.2002 г. N 35/12, за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в настоящем Тарифном руководстве.
Согласно пункту 3 Тарифного руководства N 2 плата за пользование вагонами определяется умножением базовой ставки платы на коэффициенты, учитывающие суточный вагонооборот, приведенные в таблицах N 3 и N 4 приложения N 1 к Тарифному руководству. В соответствии с пунктом 4 Тарифного руководства N 2 расчетные дифференцированные размеры платы за пользование вагонами приведены в таблицах N 5 - 10 Тарифного руководства.
Суд первой инстанции установил, что из расчетов ОАО "РЖД" плата за пользование вагонами рассчитана в порядке, предусмотренном Тарифным руководством, но с округлением до 10 копеек, тогда как в таблицах Тарифного руководства расчетные размеры платы приведены с округлением до копейки.
Вместе с тем, правильность округления до копейки подтверждена письмом ФСТ России от 19.02.2009 N ЕВ-914/10. Необоснованна ссылка истца на приказ ФСТ России от 10.06.2009 N 119-т/4, поскольку он принят позднее. Кроме того, в нем приведен отличный от ранее действовавшего порядок округления расчетных значений платы (не только до десятых копеек, но и до рубля). От неоплаченной ответчиком в добровольном порядке платы в спорный период, предъявленной в претензии N 433 излишне начисленная сумма платы за пользование вагонами по причине нарушения порядка расчета ставок платы за пользование вагонами, составила 365,99 руб.
В соответствии с пунктом 7 договора N 85/4 от 25.06.2008 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на железнодорожные выставочные пути N 5 и N 6 парка "В" станции Туапсе в количестве не более 26 вагонов.
Между тем, из представленных суду памяток приемосдатчика и ведомостей подачи и уборки вагонов следует, что перевозчиком в спорный период одновременно подавались и партии вагонов в количестве, превышающем 26 шт.
В силу ст. 39 УЖТ (последний абзац) грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие подачи перевозчиком вагонов, контейнеров в количестве, превышающем количество вагонов, контейнеров, установленное соответствующим договором.
Дополнительное соглашение N 1 к договору N 85/4 от 25.06.2008, которое предусматривает возможность подачи укрупненных партий вагонов по согласованию сторон, заключено сторонами 15.07.2008 и в соответствии с пунктом 3 ст. 453 ГК РФ изменяет обязательства сторон с момента его заключения. Соответственно, с учетом положений пункта 7 договора N 85/4 от 25.06.2008 и последнего абзаца ст. 39 УЖТ РФ, оснований для начисления перевозчиком платы за пользование вагонами, поданными партиями в количестве более 26 шт. в период 10.07.2008 г. по 15.07.2008 г. не имеется. В период с 15.07.2008 г. по 20.07.2008 г. укрупненные партии вагонов подавались с нарушением интервала подачи вагонов. В соответствии с пунктом 7.1 договора N 85/4 от 25.06.2008 при подаче вагонов на внутриподъездные пути пора укрупненными партиями они зачисляются на ответственность порта с учетом зачисления на ответственность порта ранее поданных партий вагонов после окончания приемосдаточных операций группами по 26 вагонов по установленному интервалу через 1 час, каждая последующая зачисляется на ответственность порта по установленному интервалу через 1 час.
От неоплаченной ответчиком в добровольном порядке платы в спорный период, предъявленной в претензии N 433 излишне начисленная сумма платы за пользование вагонами по указанным причинам составила 107 881,10 руб.
Кроме того, из материалов дела следует, что в спорный период истец начислил ответчику плату за пользование вагонами с импортными грузами. При этом истец не учел положение пункта 10 договора N 85/4 от 25.06.2008, согласно которому вагоны с импортными грузами снимаются с ответственности порта после оформления перевозочных
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2010 n 15АП-3142/2010 по делу n А32-50445/2009 По делу о признании недействительным извещения судебного пристава-исполнителя о вызове на прием и незаконными действий по принудительному освобождению земельного участка и приведению его в состояние, пригодное для дальнейшего использования с последующим взысканием расходов с должника.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также