Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2008 по делу n А32-5739/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002 тел. /факс (863) 218-60-26,

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                             дело № А32-5739/2008-30/113-53АЖ

17 декабря 2008 г.                                                                          15АП-6382/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2008 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,

судей Ивановой Н.Н., Смотровой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Захаровой А.С.,

при участии:

от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 87833, 87834);

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление № 87835);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Нефтестройиндустрия-Юг"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2008 по делу № А32-5739/2008-30/113-53АЖ

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма Нефтестройиндустрия-Юг"

к Департаменту по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края

о признании незаконным и отмене постановления, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

принятое судьей Буренковым Л.В.,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Нефтестройиндустрия-Юг" (далее - ООО" Нефтестройиндустрия-Юг") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления от 03.03.2008 г. № 08.0051.42-п/08 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.05.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу, а также наличием у заинтересованного лица полномочий на проведение мероприятий по государственному экологическому контролю.

Не согласившись с принятым судебным актом общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края сославшись на нарушение судом первой инстанции процессуальных норм об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, отсутствие у административного органа правовых оснований и соответствующих полномочий на проведение проверки, а также ненадлежащее извещение общества о времени и месте возбуждения и рассмотрения дела.

Отзыв на апелляционную жалобу заинтересованным лицом не представлен.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке апелляционного производства повторно рассматривает дело.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба ООО «Фирма «Нефтестройиндустрия-Юг» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, должностными лицами муниципального учреждения «Муниципальная экологическая служба города Краснодара» на основании распоряжения от 21.12.2007 г. № 1971 проведена проверка соблюдения ООО «Фирма «Нефтестройиндустрия-Юг» требований природоохранного законодательства РФ, в ходе которой установлено, что общество в нарушение статей 23, 24, 34, 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статей 22, 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и статей 10, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет строительство многоэтажного жилого дома по ул. Пушкина, 6 в г. Краснодаре без временных разрешении         на предельно допустимые выбросы (ПДВ) и на размещение отходов на территории предприятия в период строительства, а также без договоров на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), строительных отходов и на отпуск воды.

Указанные нарушения зафиксированы актом проверки от 21.12.2007 г. № 1260. Постановлением от 25 декабря 2007 года в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и материалы административного дела были направлены в Департамент по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края для рассмотрения по существу и принятия постановления.

Постановлением Департамента по чрезвычайным ситуациям и государственному экологическому контролю Краснодарского края от 03.03.2008 г. ООО «Фирма «Нефтестройиндустрия-Юг» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Указанное постановление оспаривается заявителем в рамках настоящего дела.

Принимая решение, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 указанного закона предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В сил пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, граждане, которые осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), и юридические лица обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов.

В статье 11 Закона N 89-ФЗ установлено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с пунктом 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461 индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

В статье 1 Закона N 89-ФЗ даны основные понятия, согласно которой отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

За несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Материалами дела, в том числе актом проверки от 21.12.2007 г., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.12.2007 г., подтверждается, что заявитель осуществляет строительство многоэтажного жилого дома по ул. Пушкина в г. Краснодаре без нормативной природоохранной документации: временных разрешений на предельно допустимые выбросы и на размещение на территории строящегося жилого дома отходов на период строительства дома и отсутствует договор на отпуск воды.

Поскольку согласно материалам дела заявителем не были соблюдены требования вышеуказанных правовых норм в области природоохранного законодательства, суд первой инстанции правомерно установил наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина юридического лица в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в непринятии всех необходимых и достаточных мер, направленных на выполнение предусмотренных законом обязанностей.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение органом процедуры привлечения к административной ответственности. Однако указанные доводы не соответствует материалам дела. Так, согласно материалам дела генеральным директором предприятия является Ушаков Г.Т., которому была вручена повестка о времени и месте рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, что подтверждается его подписью на копии повестки (л.д.24).

Определение о вызове законного представителя общества на рассмотрение дела вручено согласно подписи на копии определения 18.02.2008 г. представителю общества Терентьевой Ж.А.

Таким образом, административным органом предприняты достаточные меры для извещения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте возбуждения и рассмотрения дела.

Довод об отсутствии у административного органа полномочий на осуществление государственного экологического контроля не принимается судом апелляционной инстанции ввиду следующего.

В силу статьи 6 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся, в том числе, осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2008 по делу n А53-8441/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также