Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 n 15АП-1720/2010 по делу n А53-29140/2009 По делу о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности в месте, не указанном в приложении к лицензии.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2010 г. N 15АП-1720/2010
Дело N А53-29140/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Золотухиной С.И., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Хорошайло Е.А.,
при участии:
от заявителя: Гурбановой Л.М., паспорт, доверенность от 10.07.2009 г. N 04-16/016929;
от заинтересованного лица: директора Чавкина А.В., паспорт; представителя по доверенности от 11.01.2010 г. Оганезова Н.Р., паспорт; представителя по доверенности от 03.03.2010 г. Бежановой З.Г., паспорт, Шулик М.П., паспорт, доверенность от 04.05.2010;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.01.2010 г. по делу N А53-29140/2009
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна"
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
принятое судьей Сурмаляном Г.А.,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Ростовской области обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно: за осуществление деятельности в месте, не указанном в приложении к лицензии.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2010 г. в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд пришел к выводу, что налоговым органом не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, расположена касса букмекерской конторы ООО "Фортуна", где осуществляется прием, расчет и учет ставок, сумм выигрыша, подлежащих выплате. Суд указал, что согласно материалам дела в пункте приема платежей по указанному адресу не осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр, так как прием ставок производится по месту расположения аппаратно-технического комплекса (АТК) в центральном офисе букмекерской конторы. Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что места расположения пунктов приема платежей не являются местами осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и не подлежат указанию в приложении к лицензии в разделе мест осуществления деятельности, в связи с чем административным органом не доказано событие правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обжаловал решение суда в порядке главы 34 АПК РФ, просит отменить решение суда, сославшись на то, что общество по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, осуществляет прием ставок букмекерской конторы, на первом этаже располагается нежилое помещение, состоящее из двух комнат, в которых осуществляется деятельность пункта приема ставок. Однако указанное место осуществления деятельности не зафиксировано в приложении к лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
В отзыве на апелляционную жалобу общество сослалось на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, указав, что законодательство в сфере организации и проведении азартных игр не относится к законодательству о защите прав потребителей, поэтому к правонарушению подлежит применению двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности. Также общество сослалось на то, что протокол осмотра составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, протокол об административном правонарушении составлен за пределами сроков, установленный КоАП РФ, налоговый орган неправомерно ссылается на положения Закона N 244-ФЗ, поскольку его нормы не являются нормами, устанавливающими лицензионные требования и условия. Общество также ссылается на то, что в пункте приема платежей не осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр, так как прием ставок производится по месту расположения аппаратно-технического комплекса (АТК) в центральном офисе букмекерской конторы. Таким образом, общество полагает законным вывод суда первой инстанции о том, что места расположения пунктов приема платежей не являются местами осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и не подлежат указанию в приложении к лицензии в разделе мест осуществления деятельности, в связи с чем административным органом не доказано событие правонарушения. Кроме того, общество указывает, что пунктом 9 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и пунктом 3 статьи 12 ФЗ N 128-ФЗ от 08.08.2001 г. на лицензионный контроль распространено действие Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в связи с чем ссылается на нарушения указанного Закона, допущенные налоговым органом при проверке.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, пояснив, что факт совершения обществом административного правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ подтвержден материалами административного дела. Общество осуществляет деятельность по приему ставок букмекерской конторы. На стенах букмекерской конторы развешана информация о деятельности общества и результаты спортивных событий, указана информация о режиме работы букмекерской конторы, что отражено на фотографиях. 13.11.2009 инспекцией проведена проверка деятельности общества по соблюдению требований ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению. Азартных игр". Обособленное подразделение общества, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, в имеющейся у общества лицензии отсутствует. По данному факту 16.11.2009 инспекцией составлен протокол об административном правонарушении в присутствии директора. Осуществляя деятельность по приему платежей по вышеуказанному адресу, общество фактически осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр по месту, которое не указано в лицензии.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, пояснив, что согласно п. 21 Постановления Пленума N 10 отсутствует защита прав потребителей, поскольку защита прав потребителей признается только в судебном порядке. Ссылаются на судебную практику, согласно которой по данному спору предусмотрен двухмесячный срок привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем считали, что срок давности привлечения к административной ответственности нарушен. Указали, что срок давности необходимо исчислять с момента составления протокола осмотра - с 06.11.09. Полагали, что в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения. Кроме того, считали, что инспекцией нарушены все требования по проведению налоговым органом проверки ФЗ N 294-ФЗ от 26.12.2008. В протоколах осмотра понятым не разъяснены законные права и обязанности.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 13 ноября 2009 года сотрудниками налоговой инспекции на основании поручения N 13/11 от 13.11.2009 г. проведены мероприятия по контролю по вопросу соблюдения Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" при осуществлении деятельности ООО "Фортуна" в обособленном подразделении, расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203.
В результате проведенной проверки выявлено, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, общество осуществляет деятельность по приему ставок букмекерской конторы. На 1-м этаже располагается нежилое помещение из 2-х комнат, в которых осуществляется деятельность пункта приема ставок букмекерской конторы общества. В указанном помещении находились посетители, на стенах развешена информация о деятельности общества и результаты спортивных событий, указана информация о режиме работы обособленного подразделения (пункт приема ставок) N 25 пр. Стачки, 203, г. Ростов-на-Дону.
ООО "Фортуна" выдана лицензия N 5 от 30.06.2009 г. на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. При этом в лицензии указаны следующие места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности: 1) г. Ростов-на-Дону, ул. Шаумяна, д. 64, оф. 01; 2) г. Ростов-на-Дону, ул. 20 линия, д. 22, Литер Л.
Обособленное подразделение общества, расположенное по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, в лицензии не указано.
Выявленные нарушения зафиксированы в протоколе N 13/11-1 осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 13.11.2009 г., протоколе об административном правонарушении.
Полагая, что выявленные нарушения образуют состав административного правонарушения, 16.11.2009 г. специалистом 1 разряда Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 24 по Ростовской области в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 33 по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, квалифицируемого как осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении были направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не доказан факт осуществления обществом по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 203, деятельности по организации и проведению азартных игр, поскольку данное обособленное подразделение не соответствует признакам кассы букмекерской конторы, где устанавливается специальное оборудование, позволяющее вести учет ставок и определять сумму выигрыша.
При этом суд правильно руководствовался следующим.
Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно подпункту 104 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 128-ФЗ лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах установлены пунктом 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 N 451 (далее - Положение).
Вместе с тем правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации устанавливаются Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" букмекерские конторы и тотализаторы (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" имеет лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах от 30.06.2009 г. N 5, выданную Федеральной налоговой службой Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" букмекерская контора - игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр.
Принцип работы букмекерских контор - сетевой, то есть у букмекерских контор имеется разветвленную сеть пунктов приема платежей на территории Российской Федерации. Каждый пункт приема платежей подлежит регистрации в УФНС по месту нахождения как филиал или обособленное подразделение в течение 30 дней с момента начала осуществления деятельности в нем.
Как следует из материалов дела, принцип работы пунктов приема платежей заключается в следующем. Клиент приходит в пункт приема платежей, знакомится с ассортиментом спортивных событий и коэффициентов на них и выражает сотруднику обособленного подразделения свою готовность заключить пари на выбранное им спортивное событие (он называет его сотруднику) на определенную сумму. Сотрудник пункта приема платежей при помощи компьютера передает эту информацию в центральный офис букмекерской конторы, где
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2010 n 15АП-1432/2010 по делу n А32-28531/2009 По делу о взыскании неосновательного обогащения в виде неотработанного аванса.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также