Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 n 15АП-2975/2010 по делу n А01-1741/2009 По делу о взыскании платы за фактическое пользование земельным участком и пени.Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Адыгея

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2010 г. N 15АП-2975/2010
Дело N А01-1741/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.
судей Барановой Ю.И., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,
при участии:
от ответчика: директора Кесяна А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Майкоп-Массив"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 11 февраля 2010 года по делу N А01-1741/2009
по иску Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Майкоп-Массив"
при участии третьего лица администрации муниципального образования город Майкоп
о взыскании 33 455 руб. 69 коп.,
принятое в составе судьи Кочуры Ф.В.,
установил:
Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям (далее - истец, комитет) обратился с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Майкоп-Массив" (далее - ответчик, общество) о взыскании 16 335 руб. 64 коп. платы за фактическое пользование земельным участком и 7 006 руб. 89 коп. пени (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования).
В обоснование иска комитет указал, что обществом не оплачено фактическое пользование земельным участком площадью 7192 кв. м, расположенным по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Разина, 6.
Определением от 01.12.2009 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация).
Решением от 11.02.2010 суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части взыскания платы за фактическое пользование земельным участком полностью. В части взыскания санкций за просрочку платежей суд применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшил ее размер до 500 руб.
Решение мотивировано тем, что после заключения договора аренды с органом местного самоуправления, в силу Закона Республики Адыгея от 27.02.2008 N 153 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе" право распоряжения земельными участками в г. Майкопе, государственная собственность на которые не разграничена, с 09.03.2008 передано комитету. Общество не оплатило комитету пользование земельным участком в полном объеме. Решение о взыскании 500 руб. санкций мотивировано ненадлежащим исполнением обществом обязательства по оплате пользования земельным участком.
Общество обжаловало решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение изменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что был уведомлен о необходимости внесения платы за пользование земельным участком с 01.01.2008 Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям лишь в ноябре 2008 года, тогда как к указанному времени арендная плата по платежным поручениям N 49 от 09.04.2008 и N 74 от 18.06.2008 в сумме 16 000 руб. уже была уплачена комитету по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп". С учетом указанных платежей, долг общества составлял 335 руб. 64 коп., который был погашен 05.03.2010.
В отзыве на апелляционную жалобу комитет указал, что договор от 15.07.2005 является незаключенным ввиду отсутствия его государственной регистрации. Незнание обществом порядка уплаты арендной платы, установленного Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 02.04.2008 N 56 "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" и решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" от 23.05.2008 N 12-рс/74 "Об утверждении ставок арендной платы на территории муниципального образования "город Майкоп" за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Майкоп" на 2008 год" не освобождает его от ответственности за несоблюдение установленного порядка.
В судебном заседании представитель общества уточнил, что общество оспаривает решение только в части взыскания долга по арендной плате в размере 16 000 руб., просит уменьшить взысканную сумму до 335 руб. 64 коп. (л. д. 20 том 2). Пояснил, что порядок распределения арендной платы за пользование земельными участками в республиканский бюджет и бюджет муниципального образования "Город Майкоп" не изменился, в связи с чем, у общества отсутствует неосновательное обогащение по отношению к какому-либо из бюджетов. Также пояснил, что решение в части взыскания санкций за просрочку внесения платы за пользование земельным участком в размере 500 руб. обществом не обжалуется.
Истец и третье лицо не обеспечили явку представителей в судебное заседание, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
От истца поступили письменные пояснения, в которых комитет указывает, что перечисленные обществом денежные средства зачислены на код бюджетной классификации администрации МО "Город Майкоп", в связи с чем, комитет не мог получить и зачислить данные платежи. Общество обязано оплачивать пользование земельным участком независимо от отсутствия государственной регистрации договора.
Определением апелляционного суда от 12.03.2010 комитету было предложено обосновать и уточнить требование о взыскании санкций при условии отсутствия заключенного договора аренды земельного участка. Комитет в письменных пояснениях указал, что проценты, предусмотренные статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат уплате независимо от того, получены ли чужие денежные средства в соответствии с договором либо при отсутствии договорных отношений.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие истца и третьего лица.
Суд пересматривает решение в пределах доводов апелляционной жалобы в части взыскания задолженности за фактическое пользование земельным участком. Общество не обжалует решение в части взыскания с него 500 руб. санкций за несвоевременную уплату платежей за пользование земельным участком, комитетом решение в части уменьшения размера санкции за несвоевременную уплату пользования земельным участком в виде процентов за пользование чужими денежными средствами также не обжаловано.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является собственником объектов недвижимого имущества, входящих в имущественный комплекс предприятия по деревообработке, находящегося на земельном участке общей площадью 7192 кв. м с кадастровым номером 01:08:05 18 025:0004, расположенном по адресу: Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Разина, 6.
На основании распоряжения администрации муниципального образования "Город Майкоп" N 3624 от 14.07.2005 администрация в лице комитета по управлению имуществом (арендодатель) и общество (арендатор) 15.07.2005 подписали договор аренды N 003645, по условиям которого земельный участок с кадастровым номером 01:08:05 18 025:0004 предоставляется арендатору сроком на 15 лет для размещения предприятия по деревообработке.
В нарушение положений пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны не провели государственной регистрации договора, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.03.2009 (л. д. 18 том 1).
Общество, получив земельный участок в фактическое владение, перечисляло плату за его использование по реквизитам, указанным в пункте 3.2 договора.
Законом Республики Адыгея от 27.02.2008 N 153 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе", полномочия по распоряжению земельными участками в г. Майкопе, государственная собственность на которые не разграничена, были распределены между специально уполномоченными органами местного самоуправления и специальным уполномоченным исполнительным органом - Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям.
Органам местного самоуправления переданы полномочия по распоряжению земельными участками для ведения дачного хозяйства, садоводства, животноводства, личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, иного сельскохозяйственного использования, под существующими многоквартирными и жилыми домами, дачами, существующими гаражами, существующими садовыми и дачными строениями (часть 2 статьи 1 Закона). Полномочия по распоряжению земельными участками, не вошедшими в перечень, установленный частью 2 статьи 1 Закона, переданы специального уполномоченному органу.
Частью 3 статьи 3 Закона N 153 от 27.02.2009 органам местного самоуправления предписано в течение тридцати дней со дня вступления Закона в силу передать специально уполномоченному органу архивной базы и информационных ресурсов по земельным участкам, не вошедшим в перечень, установленный частью 2 статьи 1 Закона, по правообладателям и правам на указанные земельные участки.
Уведомлением N 3186 от 05.11.2008 Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям проинформировал общество о необходимости перечисления арендной платы за пользование земельным участком за период с 01.01.2008 по 31.03.2008 - на расчетный счет комитета по управлению имуществом МО "Город Майкоп" по коду бюджетной классификации N 90811105010040000120, а начиная с 01.04.2008 на расчетный счет комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по коду бюджетной классификации N 84011105010040000120 (л. д. 20 том 1).
18.12.2008 комитет и общество подписали дополнительное соглашение к договору аренды от 15.07.2005 N 003645, которым изменен арендодатель, размер арендной платы. Стороны в соглашении предусмотрели, что с 01.04.2008 арендная плата перечисляется на счет комитета республики. Соглашение, также как и договор, не прошло государственную регистрацию.
Между тем, общество до июня 2008 года продолжало уплачивать арендную плату по реквизитам, указанным в договоре аренды от 14.07.2005. Начиная с ноября 2008 года, платежи осуществлены по реквизитам, указанным в уведомлении от 05.11.2008 и в соглашении от 18.12.2008.
Ссылаясь на факт неполной оплаты обществом пользования земельным участком, комитет обратился с иском в суд.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Спорными являются платежи, осуществленные обществом по платежным поручениям N 49 от 09.04.2008 и N 74 от 18.06.2008 в сумме 16 000 руб. по коду бюджетной классификации, принадлежащему комитету по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп". Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям в пояснениях к апелляционной жалобе утверждает, что в связи с перечислением обществом платы за землю на код бюджетной классификации администрации МО "Город Майкоп", комитет не мог получить данные платежи.
Между тем, в соответствии со статьями 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, до разграничения государственной собственности поступают в бюджеты городских округов по нормативу - 80 процентов и в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу - 20 процентов.
Согласно письму Управления Федерального казначейства по Республике Адыгея от 19.04.2010 N 76-03-11/671, направленному в адрес общества, все платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на территории Республики Адыгея должны поступить на счет N 40101810100000010003, открытый в УФК по Республике Адыгея в ГРКЦ НБ Республики Адыгея Банка России г. Майкоп, БИК 047908001. Распределение поступивших денежных средств между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на территории Республики Адыгея осуществляет УФК по Республике Адыгея в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом о бюджете на соответствующий год, решениями о бюджете муниципальных образований на соответствующий город, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Адыгея. Денежные средства, перечисленные ООО "Майкоп-Массив" платежными поручениями N 49 от 09.04.2008 на сумму 9 000 руб. и N 74 от 18.06.2008 на сумму 7 000 руб. по коду бюджетной классификации N 90811105010040000120 "Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположенные в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков", были зачислены на счет N 40101810100000010003, открытый УФК по Республике Адыгея. Указанные средства распределены в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по действующим в 2008 году нормативам 10.04.2008 и 19.06.2008, 20% в республиканский бюджет Республики Адыгея и 80% в бюджет муниципального образования "Город Майкоп" (л.д. 23 - 24 том 2).
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2010 n 15АП-2967/2010 по делу n А32-53398/2009 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ за реализацию проектов, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также