Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу n А53-14462/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-14462/2013 17 декабря 2013 года 15АП-18992/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Галова В.В., судей Авдониной О.Г., Малыхиной М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андриановой И.Б., при участии: от истцов – представитель Авдиенко Татьяна Вячеславовна (доверенности от 10.07.2013), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Захарченко О.П.) от 01.10.2013 по делу № А53-14462/2013 по иску индивидуального предпринимателя Гольц Бориса Семеновича, индивидуального предпринимателя Гольц Михаила Борисовича, индивидуального предпринимателя Митерева Валерия Юрьевича к ответчику: федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области, при участии третьих лиц: Администрации города Ростова-на-Дону, Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, Правительства Ростовской области, УСТАНОВИЛ: индивидуальный предприниматель Гольц Борис Семенович, индивидуальный предприниматель Гольц Михаил Борисович, индивидуальный предприниматель Митерев Валерий Юрьевич (далее – предприниматели) обратились в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ростовской области (далее – учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 5 382 кв. м с кадастровым номером 61:44:0050301:33, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Таврическая, 2, разрешенное использование – для эксплуатации производственных помещений, категория земель – земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 23 180 274 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области (далее – правительство), администрация города Ростова-на-Дону (далее – администрация), Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее – департамент). Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о том, что отсутствие у истцов оформленного в установленном порядке права пользования земельным участком не препятствует им как пользователям требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости. На спорном земельном участке расположены принадлежащие предпринимателям объекты недвижимого имущества, в связи с чем, истцы имеют право на выкуп данного земельного участка, а кадастровая оценка участка, превышающая в несколько раз его рыночную стоимость, нарушает права предпринимателей. Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации в зависимости от вида принадлежащего права применяется для целей налогообложения либо расчета и взимания арендной платы и ее увеличение влечет за собой значительное увеличение земельного налога либо арендной платы, а также выкупной цены. Суд указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Требования истцов, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. Поскольку при рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных знаний, исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 №913/11 относительно рассмотрения спорных вопросов касающихся расхождений между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете оценщика, суд пришел к выводу о необходимости назначения экспертизы по определению рыночной стоимости спорного земельного участка на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2007). В соответствии с представленным заключением эксперта от 09.09.2013 №64 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:0050301:33 по состоянию на 01.01.2007 составляет 23 180 274 рублей. Указанная рыночная стоимость легла в основу решение суда. Не согласившись с принятым судебным актом, правительство обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы апеллянт указал, что государственная кадастровая оценка земель поселений Ростовской области проведена с соблюдением действующего законодательства; истцами не представлены доказательства, подтверждающие, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка недостоверны. Кроме того, апеллянт указал, что при обращении с иском об изменения кадастровой стоимости лица, не являющие собственниками земельного участка, должны получить согласие собственника либо уполномоченного органа на распоряжение спорным земельным участком. В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истцов возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Остальные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены, представителей в апелляционный суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истцов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками (по ? доли) склада общей площадью 441,5 кв. м литер А, склада общей площадью 95,6 кв. м литер Ф, производственного здания площадью 1 693,2 кв. м литер К, проходной площадью 7,6 кв. м литер Т, производственного здания площадью 37,3 кв. м литер П, производственного здания площадью 95,9 кв. м литер Э, расположенных на земельном участке площадью 5 382 кв. м с кадастровым номером 61:44:0050301:33, с разрешенным использованием – для эксплуатации производственных помещений, категории земель – земли населенных пунктов, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Таврическая, 2. Изложенное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.06.2008 серии АГ с номерами 978628, 978627, 978626, 978625, 978624, 978623, от 10.06.2008 серии АГ с номерами 978594, 978593, 978232, 978225, 978221, 978220, 978214, от 10.06.2008 серии АГ с номерами 978227, 978230, 978596, 978224, 978218, 978216. Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке с кадастровым номером 61:44:050301:0033, площадью 5 381 кв. м, находящемся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Таврическая, 2. Земельный участок находится в распоряжении органа местного самоуправления г. Ростова-на-Дону. Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, предприниматели обратились в арбитражный суд с вышеуказанным требованием. Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавший в редакции до принятия Федерального закона от 22.07.2010 №167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости. В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона №167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №316 от 08.04.2000, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России №39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков. Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 №255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апеллянта о том, что государственная кадастровая оценка земель поселений Ростовской области проведена с соблюдением действующего законодательства и истцами не представлены доказательства, подтверждающие, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка недостоверны. Согласно пунктам 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №316 от 08.04.2000 (далее - Правила кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ «ФКП Росреестра»). Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Согласно статье 3 Закона №221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу n А32-16860/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|