Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу n А53-14462/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002,

тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-14462/2013

17 декабря 2013 года                                                                         15АП-18992/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2013 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2013 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Галова В.В.,

судей Авдониной О.Г., Малыхиной М.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андриановой И.Б.,

при участии:

от истцов – представитель Авдиенко Татьяна Вячеславовна (доверенности от 10.07.2013),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Ростовской области

на решение Арбитражного суда Ростовской области (судья Захарченко О.П.)

от 01.10.2013 по делу № А53-14462/2013

по иску индивидуального предпринимателя Гольц Бориса Семеновича, индивидуального предпринимателя  Гольц Михаила Борисовича, индивидуального предпринимателя Митерева Валерия Юрьевича

к ответчику: федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области,

при участии третьих лиц: Администрации города Ростова-на-Дону, Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, Правительства Ростовской области,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Гольц Борис Семенович, индивидуальный предприниматель Гольц Михаил Борисович, индивидуальный предприниматель Митерев Валерий Юрьевич (далее – предприниматели) обратились в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ростовской области (далее – учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 5 382 кв. м с кадастровым номером 61:44:0050301:33, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Таврическая, 2, разрешенное использование – для эксплуатации производственных помещений, категория земель – земли населенных пунктов, равной его рыночной стоимости в размере 23 180 274 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области (далее – правительство), администрация города Ростова-на-Дону (далее – администрация), Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (далее – департамент).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены.

Суд пришел к выводу о том, что отсутствие у истцов оформленного в установленном порядке права пользования земельным участком не препятствует им как пользователям требовать установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости. На спорном земельном участке расположены принадлежащие предпринимателям объекты недвижимого имущества, в связи с чем, истцы имеют право на выкуп данного земельного участка, а кадастровая оценка участка, превышающая в несколько раз его рыночную стоимость, нарушает права предпринимателей. Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации в зависимости от вида принадлежащего права применяется для целей налогообложения либо расчета и взимания арендной платы и ее увеличение влечет за собой значительное увеличение земельного налога либо арендной платы, а также выкупной цены.

Суд указал, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Требования истцов, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Поскольку при рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных знаний, исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 28.06.2011 №913/11 относительно рассмотрения спорных вопросов касающихся расхождений между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете оценщика, суд пришел к выводу о необходимости назначения экспертизы по определению рыночной стоимости спорного земельного участка на момент внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости (по состоянию на 01.01.2007).

В соответствии с представленным заключением эксперта от 09.09.2013 №64 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:44:0050301:33 по состоянию на 01.01.2007 составляет 23 180 274 рублей. Указанная рыночная стоимость легла в основу решение суда.

Не согласившись с принятым судебным актом, правительство обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение отменить и принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

В обоснование жалобы апеллянт указал, что государственная кадастровая оценка земель поселений Ростовской области проведена с соблюдением действующего законодательства; истцами не представлены доказательства, подтверждающие, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка недостоверны.

Кроме того, апеллянт указал, что при обращении с иском об изменения кадастровой стоимости лица, не являющие собственниками земельного участка, должны получить согласие собственника либо уполномоченного органа на распоряжение спорным земельным участком.

В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истцов возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Остальные лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены, представителей в апелляционный суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истцов, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истцы являются собственниками (по ? доли) склада общей площадью 441,5 кв. м литер А, склада общей площадью 95,6 кв. м литер Ф, производственного здания площадью 1 693,2 кв. м литер К, проходной площадью 7,6 кв. м литер Т, производственного здания площадью 37,3 кв. м литер П, производственного здания площадью 95,9 кв. м литер Э, расположенных на земельном участке площадью 5 382 кв. м с кадастровым номером 61:44:0050301:33, с разрешенным использованием – для эксплуатации производственных помещений, категории земель – земли населенных пунктов, находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Таврическая, 2.

Изложенное подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.06.2008 серии АГ с номерами 978628, 978627, 978626, 978625, 978624, 978623, от 10.06.2008 серии АГ с номерами 978594, 978593, 978232, 978225, 978221, 978220, 978214, от 10.06.2008 серии АГ с номерами 978227, 978230, 978596, 978224, 978218, 978216.

Указанное недвижимое имущество расположено на земельном участке с кадастровым номером 61:44:050301:0033, площадью 5 381 кв. м, находящемся по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Таврическая, 2.

Земельный участок находится в распоряжении органа местного самоуправления г. Ростова-на-Дону.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, предприниматели обратились в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавший в редакции до принятия Федерального закона от 22.07.2010 №167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Закона №167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №316 от 08.04.2000, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России №39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.

Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО №2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 №255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апеллянта о том, что государственная кадастровая оценка земель поселений Ростовской области проведена с соблюдением действующего законодательства и истцами не представлены доказательства, подтверждающие, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка недостоверны.

Согласно пунктам 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №316 от 08.04.2000 (далее - Правила кадастровой оценки земель) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ «ФКП Росреестра»). Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно статье 3 Закона №221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу n А32-16860/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также