Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу n А32-14483/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-14483/2013 25 декабря 2013 года 15АП-18444/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2013 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ефимовой О.Ю. судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.09.2013 по делу № А32-14483/2013 принятое в составе судьи Погорелова И.А. по заявлению Администрации города Сочи к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности УСТАНОВИЛ: Администрация города Сочи (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее – Управление Роспироднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея) о признании незаконным и отмене постановления от 15.04.2013 № 10-102-284-ФР-6 о привлечении администрации к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 175 000 руб. Решением суда от 27.09.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов границах городских и сельских поселений, муниципальных районов статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена. В материалах дела отсутствуют доказательства размещения грунта, образовавшегося в результате проведения земляных работ вблизи границ лесничества ФГБУ «Сочинский национальный парк», а также доказательств того, что администрация является организатором размещения отвалов на указанном земельном участке. Администрация не является субъектом вменяемого ей административного правонарушения. Не согласившись с данным судебным актом, Управление Роспироднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 27.09.2013 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе управление указывает, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения. К полномочиям администрации г. Сочи относится, в том числе, проведение на территории города гигиенических и санитарных норм. В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее. Как видно из материалов дела, на основании поручений Минприроды Российской Федерации от 20.09.2012 и Росприроднадзора от 28.09.2012 «О массовом несанкционированном размещении на территориях, примыкающих к Сочинскому национальному парку, грунтов, образующихся в результате проведения строительных работ» инспекторами Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея проведены надзорные мероприятия, направленные на установление фактов несанкционированного складирования грунтов. В ходе проведения рейдовых мероприятий 16.10.2012 на основании приказа от 03.10.2012 № 01.04-1483 сотрудниками управления установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0125005, расположенном в п. Дагомыс, в районе школы № 82, вблизи границ 121 квартала Дагомысского участкового лесничества ФГБУ «Сочинский национальный парк» в пределах границ муниципального образования г. Сочи, размещен грунт, образовавшийся в результате проведения землеройных работ. ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу» произведены отборы проб складируемого грунта. Лабораторными исследованиями установлено, что грунт относится к отходам V класса опасности (протоколы качественного химического анализа отхода от 16.10.2012 № 26.). По факту выявленных нарушений в отношении администрации г. Сочи составлен протокол об административном правонарушении от 21.01.2013 № 10-102-284-ФР-3. Постановлением Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 15.04.2013 № 10-102-284-ФР-6 администрация г. Сочи привлечена к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 175 000 руб. Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, администрация обратилась в суд с настоящими требованиями. Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Закон об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 указанной статьи запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2012 N 4973/12 по делу N А60-50398/2011, состав упомянутого административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами. Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействиях) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. В соответствии с пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся как организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, так и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"). Исходя из толкования указанных правовых норм, администрация как юридическое лицо, с одной стороны, выступает субъектом деятельности по обращению с отходами, а с другой стороны - органом управления, осуществляющим организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципального образования. В соответствии с пунктом 24 Устава муниципального образования г. Сочи к вопросам местного значения относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Оспариваемым постановлением о назначении административного наказания от 15.04.2013 № 10-102-284-ФР-6 юридическое лицо - администрация города Сочи - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город-курорт Сочи признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем ему назначено наказание в размере 175 000 руб. Основанием для привлечения администрации к ответственности послужил установленный управлением в ходе проверки факт нахождения несанкционированной свалки грунта (относящегося к отходам V класса опасности) в количестве 3 060 тонн на территории муниципального образования г. Сочи (в п. Дагомыс, в районе школы № 82, вблизи границ 121 квартала Дагомысского участкового лесничества ФГБУ «Сочинский национальный парк»). Согласно частям 2 и 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит лицо, совершившее противоправные действия, за которые предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения. Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может выступать лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация в данном случае не является субъектом, осуществляющим вышеназванные виды деятельности. В выявленных административным органом нарушениях администрация не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления. К компетенции администрации относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования. Между тем, указанные полномочия являются властно-распорядительной функцией заявителя, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из материалов дела не усматривается, что складирование грунта на земельном участке в пределах границах муниципального образования г. Сочи явилось результатом деятельности администрации как юридического лица, осуществляющего деятельность по обращению с отходами. Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах городских, сельских поселений статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена. При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2013 по делу n А53-20153/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|