Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 по делу n А53-14084/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-14084/2013

12 февраля 2014 года                                                                        15АП-20860/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сулименко О.А., судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.

при участии: от заявителя - представитель по доверенности от 13.01.2014 - Калина В.Н., паспорт, от заинтересованного лица - представитель по доверенности от 27.12.2013 № 06-07/60 - Борщева И.Г., удостоверение,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Радова Сергея Борисовича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.11.2013 по делу № А53-14084/2013, принятое судьей Брагиной О.М., по заявлению Радова Сергея Борисовича к заинтересованному лицу - Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Таганрогу Ростовской области об оспаривании отказа в государственной регистрации

УСТАНОВИЛ:

Радов Сергей Борисович обратился в Арбитражный суд Ростовской области заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Таганрогу Ростовской области (далее – налоговый орган) о признании незаконным решения регистрирующего органа от 28.06.2013 об отказе в государственной регистрации юридического лица.

Решением суда от 22.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Установив, что форма заявления № Р11001, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, позволяла отразить сведения о создаваемом юридическом лице, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отступления от установленного Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядка в виде невозможности реализовать требование иного федерального закона, в связи с чем указал на отсутствие правовых оснований для признания недействительным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации.

Радов Сергей Борисович обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил его отменить. Доводы жалобы сводятся к тому, что все необходимые документы были представлены заявителем в регистрирующий орган.

В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган указал на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу. Полагает, что заявителем использована форма, размещенная на официальном сайте налоговой инспекции. Содержание формы соответствовало требованиям действующего на тот момент законодательства.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании указал на законность и обоснованность судебного акта.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 19.06.2013 Радовым Сергеем Борисовичем - единственным учредителем - было принято решение № 1 об учреждении общества с ограниченной ответственностью «ЮгМеталлоИзделия». В связи с этим Радов С.Б.  21 июня 2013г представил в налоговый орган пакет документов для государственной регистрации юридического лица - ООО «ЮгМеталлоИзделия», а именно – единоличное решение № 1 от 19.06.2013 «о создании общества», устав ООО «ЮгМеталлоИзделия» в двух экземплярах, квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 4000 руб. и заявление по форме № Р11001.

По результатам рассмотрения налоговым органом заявления и приложенных к нему документов 28.06.2013 принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица.

Не согласившись с указанным решением, Радов С.Б. обратился в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, и обязать регистрирующий орган произвести государственную регистрацию. Арбитражный суд Ростовской области отклонил требования Радова С.Б.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ).

Перечень сведений и документов о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), установлен пунктом 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ. Согласно подпунктам "д", "к" пункта 1 статьи 5 названного Закона, в ЕГРЮЛ содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, размере указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого).

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона.

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Исходя из пункта 1 статьи 13 Закона № 129-ФЗ, государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ).

При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 4.1. статьи 9 Закона № 129-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, в том числе форма № Р11001 - "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании".

Судебная коллегия согласна со следующими доводами суда первой инстанции.

В письме Федеральной налоговой службы России от 25.06.2009 № МН-22-6/511@ в связи с вступлением в силу с 01.07.2009 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственная регистрация обществ с ограниченной ответственностью должна осуществляться с учетом того, что форы № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании», № Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации», № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», № Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений  в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, не отвечает требованиям Федерального закона  от 30.12.2008 №312-ФЗ, до утверждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке новых форм указанных заявлений, рекомендуется использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет по адресу www.nalog.ru. Письмом Федеральной налоговой службы России от 08.07.2009 № МН-22-6/548@ «О дополнениях к письму ФНС России от 25.06.2009 № МН-22-6/511@ «О реализации налоговыми органами положений Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ», разъяснено, что указанная рекомендация распространяется на случаи представления документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, в связи с внесением в ЕГРЮЛ сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам; о передаче долей или частей долей в залог и об ином обременении; о лице, осуществляющем управление долей в залог и об ином обременении; о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, в том числе в случаях, когда одновременно с указанными сведениями изменению подлежат иные сведения об обществе с ограниченной ответственностью, а также юридических лиц иных организационно-правовых форм, использованию подлежат формы документов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439.

Согласно пункту 23 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 № 135 «О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 5 Федерального законна  от 30.12.2088 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», указано, что при рассмотрении споров о признании незаконными решений и действий регистрирующих органов, связанных с внесением записей в реестр после 01.07.2009, судам необходимо иметь ввиду, что формы № Р11001 ««Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании», №Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации», №Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», №Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений  в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, не позволяют реализовать требования Закона № 312-ФЗ. Поэтому до утверждения новых форм уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти внесение в реестр регистрирующим органом записей на основании не указанных форм заявлений, а форм заявлений, рекомендованных ФНС России и размещенных на ее сайте в сети Интернет по адресу www.nalog.ru., само по себе не является основанием  для признания соответствующих решений и действий регистрирующего органа незаконными.

По смыслу данного разъяснения, возможность применения форм, не утвержденных Правительством в установленном порядке (то есть, нарушение требования Закона № 129-ФЗ), связана исключительно с тем, что формы заявлений, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» не позволяли сообщить налоговому органу сведения, подлежащие внесению в реестр в соответствии с Законом № 312-ФЗ. Таким образом, Правительством не были предусмотрены формы документов для внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений; существовал пробел правового регулирования. Поэтому, несмотря на то, что письма Федеральной налоговой службы России не являются нормативными актами, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации указал на допустимость применения рекомендованных Федеральной налоговой службой России форм заявлений.

Вместе с тем, указанному толкованию не может быть придан обратный, расширительный смысл, как предполагающему возможность использования не утвержденных в установленном порядке форм заявлений для целей сообщения налоговому органу любых сведений, в том числе не указанных в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 30.03.2010 № 135 и в письмах Федеральной налоговой службы России от

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 по делу n А53-13489/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также