Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 по делу n А32-28369/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-28369/2013

26 апреля 2014 года                                                                           15АП-3530/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен           26 апреля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Мисника Н.Н.,

судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Штерхун Е.Э.,

при участии в судебном заседании:

от истца: представитель не явился, надлежаще извещен;

от ответчика: представитель не явился, надлежаще извещен;

от третьих лиц: представители не явились, надлежаще извещены,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Сочи

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 27.01.2014 по делу № А32-28369/2013

по иску индивидуального предпринимателя Абияна Рафаэля Мисаковича (ИНН 231800424076, ОГРН 310236608400011)

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Краснодарскому краю,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО «Госземкадастрсъемка» ВИСХАГИ в лице Южного филиала, администрацию муниципального образования г. Сочи, администрация Краснодарского края, Управление Росреестра по Краснодарскому краю,

об установление кадастровой стоимости земельного участка,

принятое судьей Суминым Д.П.,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Абиян Рафаэль Мисакович (далее – истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Краснодарскому краю (далее – ответчик, орган кадастрового учета) с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:210 в размере его рыночной стоимости, равной 12 568 000 рублей (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 2, л.д. 237)).

Исковые требования мотивированы несоответствием кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, что нарушает субъективные права истца, поскольку арендная плата за использование земельного участка, определяется на основании данных о его кадастровой стоимости.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ОАО «Госземкадастрсъемка» ВИСХАГИ в лице Южного филиала, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, администрация муниципального образования город Сочи.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 913/11 от 28.06.2011, пришел к выводу о том, что в законодательстве отсутствует запрет на определение кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести рыночную стоимость спорного земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При определении рыночной стоимости спорного земельного участка суд руководствовался выводами экспертного заключения общества с ограниченной ответственностью «Кредит-Сервис» от 17.01.2014 №КС-14/07.

Не согласившись с указанным решением, администрация города Сочи обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила судебный акт по настоящему делу отменить, в удовлетворении иска отказать. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что истец в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих доказательств реального размера кадастровой и рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:210.

В отзыве на апелляционную жалобу индивидуальный предприниматель Абиян Рафаэль Мисакович просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассматривал апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 15.01.1997 между Комитетом по управлению имуществом города Сочи (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Абияном Рафаэлем Мисаковичем (арендатор) заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды № 589, по условиям которого арендодатель обязуется передать арендатору за плату во владение и пользование из земель с кадастровым номером 23:49:0109028:210, площадью 3 364 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова 6, а, категория земель «земли населенных пунктов», на срок с 01.01.1998 по 01.01.2047 (том 1, л.д. 9 – 11).

В настоящее время размер арендной платы рассчитывается в соответствии с  положением «О порядке определения размера арендной платы за земли, отнесенные к муниципальной собственности», утвержденным Постановлением Главы г. Сочи от 15.06.2007 № 791, по формуле: SUM = S x Упкс х С х Кпр, где SUM – сумма ежегодной арендной платы за земельный участок, S – площадь арендуемого участка, Упкс – удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка по виду функционального использования, рублях за кв.м., С – ставка арендной платы, установленная в % от кадастровой стоимости земельного участка, Кпр – дополнительный коэффициент.

Согласно данным кадастрового паспорта от 07.08.2013 № 2343/12/13-684677 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:210 в настоящее время составляет 47 730 685 рублей 88 копеек.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, что в свою очередь влияет на размер арендной платы, оплачиваемой истцом по договору аренды 15.01.1997 № 589, индивидуальный предприниматель Абиян Рафаэль Мисакович обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 № 913/11, положения главы III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации№ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке от 17.05.2013, составленному Автономной некоммерческой организацией «Центр судебных экспертиз и оценки», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:210, площадью 3 364 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова 6, составила 11 235 760 рублей (том 1, л.д. 14 – 74).

В связи с необходимостью проверки достаточности и достоверности факторов по определению кадастровой стоимости спорного земельного участка, определением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.12.2013 по ходатайству истца была назначена экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорного участка по состоянию на 01.01.2011. Проведение экспертизы было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Кредит – Сервис».

По итогам проведения экспертизы в суд поступило заключение эксперта от 17.01.2014 № КС-14/07 (том 2, л.д. 121 – 234), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109028:210, площадью 3 364 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, п. Лазаревское, пер. Павлова 6, по состоянию на 01.01.2011

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 по делу n А32-27106/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также