Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2014 по делу n А53-28743/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А53-28743/2013

28 апреля 2014 года                                                                      15АП-4951/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Филимоновой С.С.,

судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,

при участии:

от заявителя: прокурор Гаринин Э.П., удостоверение;

от заинтересованного лица: представитель Гончаров Д.В., доверенность от 08.04.2014, паспорт;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу прокурора г. Волгодонска Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2014 по делу № А53-28743/2013, принятое судьёй Бондарчук Е.В., по заявлению прокурора г. Волгодонска Ростовской области к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью «Центр Технических Услуг «Светлана» о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура города Волгодонска обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Центр Технических Услуг «Светлана» (ИНН 6143025572, ОГРН 1026101935441) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2014 в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что для проведения медосмотров водителей транспортных средств, принадлежащих организации, силами ее штатных медицинских работников лицензия на медицинскую деятельность не требуется, поскольку предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств могут проводиться медицинским персоналом организации, имеющим соответствующий сертификат, либо медицинскими работниками учреждений здравоохранения (при этом медицинское учреждение должно иметь лицензию).

Не согласившись с принятым судебным актом, прокурор обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что нормами действующего законодательства прямо предусмотрена необходимость наличия лицензии при осуществлении деятельности по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель прокурора поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, с 20 по 23 декабря 2013 прокуратурой г. Волгодонска совместно с государственным инспектором МОГТОР ГИБДД № 3 проведена проверка общества на предмет соблюдения обществом требований действующего законодательства при осуществлении деятельности по проведению технического осмотра транспортных средств и пред рейсовому медицинскому осмотру водителей общества.

В ходе проверки установлено, что в сводном реестре лицензий Федеральной службы но надзору в сфере здравоохранения по состоянию на 20.12.2013 сведения о наличии лицензии у ООО ЦГУ «Светлана» на осуществление медицинской деятельности отсутствуют.

По состоянию на дату проверки в ООО ЦГУ «Светлана» имеется 8 автотранспортных средств на которых осуществляют деятельность 7 водителей, водительский стаж от 11 до 40 лет.

Транспортные средства используются обществом в том числе и для ежедневной перевозки рабочего персонала на территорию Ростовской АЭС.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств осуществляется Толстовой С.Б., состоящей в должности медицинской сестры общества.

Деятельность осуществляется Толстовой С.Б. на основании диплома Волгодонского медицинского училища по специальности сестринское дело и справки ГБУ РО «Наркологический диспансер» от 13.11.2012 о прохождении подготовки по 36-часовой программе по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Сертификат специалиста у Толстовой С.Б. отсутствует.

В результате проведенных проверочных мероприятий проверяющими был сделан вывод о том, что обществом осуществляется предпринимательская деятельность с нарушениями, а предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств является деятельностью, по осуществлению медицинских услуг без наличия соответствующей лицензии на осуществление данного вида деятельности, что по мнению Прокуратуры образует состав правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем 23.12.2013 прокуратурой вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1, статьей 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении и материалы проверки направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.

Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно пункту 16 постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, необходимо исходить из того, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предусмотрено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом регулируется:

- Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании);

- Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280) (далее - Положение);

- Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144) (далее - Регламент).

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей (п. 1 ст. 20 закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

К заявлению о предоставлении лицензии на право осуществления пассажирских перевозок должны прилагаться следующие документы (ч. 3 ст. 13 Закона о лицензировании, п. 6 Положения, п. 20.1 Регламента):

1) копии учредительных документов, засвидетельствованные в нотариальном порядке, - для юридического лица (п. 1 ч. 3 ст. 13 Закона о лицензировании, пп. 2 п. 20.1 Регламента);

2) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств и талонов о прохождении технического осмотра (пп. "а" п. 6 Положения, пп. 3 п. 20.1 Регламента);

3) копии документов (пп. "б" п. 6 Положения, пп. 4 п. 20.1 Регламента), подтверждающих наличие у соискателя на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (если права зарегистрированы, представляются сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;

4) копии следующих документов (пп. "в" п. 6 Положения, пп. 5 п. 20.1 Регламента):

- диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо- договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров.

Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что для проведения медосмотров водителей транспортных средств, принадлежащих организации, силами ее штатных медицинских работников лицензия на медицинскую деятельность не требуется, поскольку предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств могут проводиться медицинским персоналом организации, имеющим соответствующий сертификат, либо медицинскими работниками учреждений здравоохранения (при этом медицинское учреждение должно иметь лицензию).

Поэтому требование о необходимости иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется в данной ситуации только на те организации, для которых такая деятельность является основной.

Если проведение медосмотров водителей осуществляют медицинские работники самой организации, имеющие сертификат специалиста, то наличие лицензии на медицинскую деятельность не требуется.

Также подтверждением вышеуказанным выводам является введённая постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. №241 новая редакция п.2  «Положения о лицензировании медицинской деятельности», в котором указано, что лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения, а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития - в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

Иными словами, лицензия на осуществление медицинской деятельности выдаётся организациям системы здравоохранения.

Организация, осуществляющая деятельность по перевозке пассажиров автотранспортом организацией здравоохранения не является и только от того, что она приняла в свой штат работника, имеющего право на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей, она в организацию системы здравоохранения не преобразуется.

Организация-перевозчик может стать организацией системы здравоохранения в том случае, если станет извлекать прибыль непосредственно от деятельности по осуществлению предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей. То есть тогда, когда деятельность по медицинским осмотрам для организации-перевозчика станет предпринимательской – за плату будет оказывать эти услуги по медицинскому осмотру водителей другим хозяйствующим субъектам.

Однако факт оказания обществом от своего лица платных услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей иным хозяйствующим субъектам прокурором и судом первой инстанции установлен не был, доказательств получения прибыли обществом при оказании этого вида услуг материалы дела не содержат.

Аналогичные выводы содержатся в следующих судебных актах:

- Постановление ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10;

- Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 24.11.2010 N А53-6995/2010;

- Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009;

- Постановление ФАС Дальневосточного округа от 17.03.2009 N Ф03-185/2009;

-Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43);

- Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13;

-Постановление ФАС Уральского округа от 21.07.2010 N Ф09-5496/10-С1 (Определением ВАС РФ от 13.11.2010 N ВАС-15270/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора);

-Постановление ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2014 по делу № А53-28743/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий                                                               С.С. Филимонова

Судьи                                                                                             Т.Г. Гуденица

М.В. Соловьева

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2014 по делу n А53-21375/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также