Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А32-23408/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-23408/2013

07 мая 2014 года                                                                                 15АП-5586/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Тимченко О.Х.

судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Штерхун Е.Э.

при участии:

от истца: явка представителей не обеспечена, извещен надлежаще

от ответчика: явка представителей не обеспечена, извещен надлежаще

от третьих лиц: явка представителей не обеспечена, извещены надлежаще

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар,

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 20.02.2014 по делу № А32-23408/2013 

по иску общества с ограниченной ответственностью «КраснодарСтройГрупп» (ОГРН 1092312006489,ИНН 2312164343)

к ответчику: Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

при участии третьих лиц :Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю;

Администрации муниципального образования г.Краснодар; Департамента имущественных отношений Краснодарского края

об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной

принятое судьей Левченко О.С.

УСТАНОВИЛ:

 

общество с ограниченной ответственностью «КраснодарСтройГрупп» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0426011:1539, общей площадью 4 201 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Кружевная, 10, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для многоэтажного жилищного строительства равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 07.02.2012 в размере 16 630 000 руб., стоимость 1 кв.м. земельного участка  (удаленный  показатель  кадастровой стоимости) в размере 3 958,58 руб., а также обязать внести соответствующие изменения в сведения государственного  кадастра  недвижимости,  установив  размер  кадастровой стоимости земельного участка. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по  Краснодарскому  краю, г. Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар, Департамент имущественных отношений Краснодарского края, г. Краснодар.

Истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил суд:  

1. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:43:0426011:1539,  общей  площадью  4 201  кв.  м,  расположенного  по  адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Кружевная, 10, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для многоэтажного жилищного строительства равной его рыночной  стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2011 в размере 16 700 000,00 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости) в размере 3 983,00 рубля;

2. Обязать учреждение внести соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, установив размер кадастровой  стоимости земельного участка с кадастровый номер 23:43:0426011:1539, общей площадью 4 201 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Краснодар,  Карасунский внутригородской округ, ул. Кружевная, 10, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для многоэтажного жилищного строительства равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию  на  01.01.2011  в  размере 16 700 000,00 рублей, стоимость 1 кв. м земельного участка в размере 3 983,00 рубля.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2014 по делу № А32-23408/2013  исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Администрация муниципального образования г.Краснодар обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить решение суда, в иске отказать.

В обоснование апелляционной жалобы Администрацией муниципального образования город Краснодар приведены следующие доводы. При проведении государственной кадастровой оценки земель, в том числе спорного земельного участка, не было допущено нарушений действующего законодательства. Истцом избран ненадлежащий способ защиты. Обжалуемое решение нарушает права Администрации МО город Краснодар, поскольку в результате уменьшения кадастровой стоимости земельного участка  в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ в местный бюджет не поступят значительные денежные средства.

В отзыве на апелляционную жалобу, ООО «КраснодарСтройГрупп» возражало против доводов апеллянта, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, желобу без удовлетворения.

Стороны не обеспечили явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции, надлежащим образом извещенные арбитражным судом о дате и времени судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:43:0426011:1539 общей площадью 4 201 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Кружевная, 10, что подтверждается представленными в материалы дела, зарегистрированными в установленном законом порядке договором аренды земельного участка №4300018272 от 01.03.2012.

На основании Приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2011 года № 1756, вступившим в силу с 01.01.2012, утверждены результаты кадастровой оценки стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:43:0426011:1539, установленной  на  01.01.2011 в размере 73 040 854,54  рублей, кадастровая стоимость исчислена исходя из расчета:  17 386,54  рублей  (удельный показатель кадастровой стоимости) за 1 кв.м, что подтверждается представленными в материалы дела кадастровым паспортом от 07.02.2012 № 2343/12/12-48878.

Истец не согласен с кадастровой стоимостью земельного участка, что и явилось основанием для обращения с исковым заявлением в суд.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п. п. 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998  № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 № 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 10761/11. Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рыночная стоимость объекта должна быть доказана истцом на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 28.06.2011 № 913/11, положения гл. III.1 «Государственная кадастровая оценка» Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.

Пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Поскольку при рассмотрении дела возникли вопросы, требующие специальных  знаний, исходя из правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной  в  постановлении  Президиума  от  28.06.2011  № 913/11 относительно рассмотрения  спорных  вопросов  касающихся  расхождений  между  кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, судом первой инстанции, по ходатайству истца, была назначена экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка в целях определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011.

Проведение экспертизы было поручено эксперту общества  с ограниченной ответственностью «Южно-региональный центр оценки и экспертизы собственности», 350001, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 204.

По итогам экспертизы в материалы дела представлено экспертное  заключение № 088/13 от 15.11.2013, согласно которому

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А32-19761/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также