Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 n 15АП-2451/2010 по делу n А32-17815/2009 По делу о взыскании платы за пользование вагонами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2010 г. N 15АП-2451/2010
Дело N А32-17815/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пономаревой И.В.
судей Величко М.Г., Ереминой О.А.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Пономаревой И.В.
при участии:
от истца:
- Киселева Наталья Павловна, паспорт, доверенность от 08.12.2009 г.
- Балакина Александра Сергеевна, паспорт, доверенность от 08.12.2009 г.
от ответчика:
- Деревенца Иван Викторович, паспорт, доверенность N 23 АД 132145 от 01.02.2010 г.
- Тагирова Галина Михайловна, паспорт, доверенность N 23 АД 132071 от 28.12.2009 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала СКЖД Краснодарское отделение
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 января 2010 г. принятое в составе судьи Черненко А.В. по делу N А32-17815/2009 о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 195 681 руб. 65 коп.
по иску: открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала СКЖД Краснодарское отделение
к ответчику: открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт"
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала СКЖД Краснодарское отделение (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ответчик) о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 195 681 руб. 65 коп.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27 января 2010 г. с ответчика в пользу истца взыскано 3 611 руб. 40 коп. платы за пользование вагонами, а также в доход федерального бюджета 500 руб. расходов по уплате госпошлины. С истца в доход федерального бюджета взыскано 5 441 руб. 41 коп. государственной пошлины по иску.
Не согласившись с данным судебным актом, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" Краснодарское отделение СКЖД обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении иска на сумму 192 070 руб. 25 коп. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец приводит доводы о том, что при определении размера платы за пользование вагонами он правомерно произвел округление до десятых копеек в соответствии с таблицами N 5 - 10 Тарифного руководства N 2. Вывод суда о несоблюдении истцом интервальности подачи вагонов не обоснован и противоречит материалам дела. Утверждение суда первой инстанции о том, что поврежденные вагоны находились на пути необщего пользования по причинам, зависящим от истца, противоречит материалам дела. Выводы суда первой инстанции о нарушении истцом п. 10 договора N 85/4 необоснованны. Довод о нарушении истцом время оформления перевозочных документов товарной конторой станцией Туапсе превышающее 17,9 мин. на один документ документально не подтвержден.
В судебном заседании представители истца доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители ответчика в судебном заседании доложили отзыв на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Туапсинский морской торговый порт" 25.06.2008 г. был заключен договор N 85/4 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", для ОАО "ТМТП" при станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор N 85/4).
15.07.2008 г. сторонами заключено дополнительное соглашение к договору N 85/4, которым внесены изменения в договор, в том числе, в части порядка подач вагонов на внутриподъездные пути порта укрупненными партиями и порядка передачи уведомления о предстоящей подаче вагонов по телефону-факсу "71-1-25, 3-04-22"и согласования подачи/уборки вагонов по телефону-факсу "73-3-30".
В период с 30.06.2008 г. по 11.07.2008 г. железной дорогой на железнодорожный путь необщего пользования были поданы вагоны, о чем составлены памятки приемосдатчика, подписанные портом с оговорками.
На основании ведомостей подачи и уборки вагонов N 071189, 071190, 071191, 071192, 071193, 071194, 072195, 072196, 072197, 072198, 072199 порту была начислена плата за пользование вагонами, которую он оплатил частично. Отказ порта в оплате 195 681 руб. 65 коп. явился основанием для обращения ОАО "РЖД" в суд настоящими требованиями.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 заключенного сторонами договора N 85/4 порт уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии с Уставом железнодорожного транспорта РФ, Правилами применения ставок платы за пользование вагонами, контейнерами Федерального железнодорожного транспорта.
В силу пункта 16 договора плата за пользование вагонами начисляется по ведомости подачи и уборки вагонов ежесуточно, оплачивается портом перевозчику подекадно на основании выставленного перевозчиком счета-фактуры с приложением расчета, первичных документов и акта сверки расчетов.
Пунктом 18.6 договора N 85/4 предусмотрено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
При нахождении вагонов в порту вследствие явлений и причин, указанных в статье 39 Устава, данные обстоятельства оформляются актами общей формы и подтверждаются документами согласно действующим положениям. В таких случаях порт освобождается от уплаты за пользование вагонами (пункт 18.7 договора).
Согласно пункту 1 "Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением ФЭК Российской Федерации от 19.06.02 N 35/12 (далее Тарифное руководство N 2) за время нахождения вагонов, контейнеров федерального железнодорожного транспорта (далее - вагонов, контейнеров) у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в настоящем Тарифном руководстве.
Согласно пункту 3 Тарифного руководства N 2 плата за пользование вагонами, контейнерами определяется умножением базовой ставки платы на коэффициенты, учитывающие суточный вагонооборот, приведенные в таблицах N 3 и N 4 приложения 1 к настоящему Тарифному руководству.
В соответствии с пунктом 4 Тарифного руководства N 2 расчетные дифференцированные размеры платы за пользование вагонами, контейнерами приведены в таблицах N 5 - 10 Тарифного руководства.
Как установлено судом, начисленная истцом плата за пользование спорными вагонами рассчитана в порядке, предусмотренным Тарифным руководством, но с округлением сумм до 10 копеек, тогда как в названных выше таблицах Тарифного руководства расчетные размеры платы приведены с указанием 2-х знаков после единиц рублей, т.е. с копейками. В свою очередь, ответчик произвел расчет ставок за пользование вагонами умножением базовых ставок, рассчитанных с учетом суточного вагонооборота и указанных в таблицах N 5 - 8 Тарифного руководства N 2 на коэффициент, утвержденный приказом ФСТ РФ от 30.04.2008 г. N 120-т/1 с округлением до копейки, что соответствует приведенному в Тарифном руководстве порядку. Правильность такого расчета подтверждена в письме ФСТ России от 19.02.2009 N ЕВ-914/10.
Между тем, ОАО "ТМТП" производит расчет платы за пользование путем умножения базовых ставок, рассчитанных с учетом суточного вагонооборота и указанных в таблицах N 5 - 8 Тарифного руководства N 2 на коэффициент, утвержденный, как было указано выше, приказом ФСТ РФ от 30 апреля 2008 г. N 120-т/1 с округлением до копеек.
В этой связи апелляционная инстанция полагает, что судом сделан правильный вывод об излишнем начислении дорогой платы за пользование вагонами по данному основанию в сумме 105 руб. 42 коп.
Согласно статье 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Пунктом 5 договора N 85/4 предусмотрено, что для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт устанавливается следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через один час после предыдущей. Соответственно, исходя из условий договора, в случае подачи вагонов с нарушением интервала в 1 час, вагоны должны зачисляться на ответственность порта по истечении одного час после предыдущей подачи.
Анализ представленных в дело памяток приемосдатчика в совокупности со сведениями об уведомлении истцом ответчика о предстоящей подаче вагонов позволяет сделать вывод о том, что спорные вагоны были поданы дорогой с нарушением интервала подач.
В связи с изложенным, в случае подачи вагонов с нарушением интервала в один час вагоны должны зачисляться на ответственность порта по истечению одного часа после предыдущей подачи вагонов.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано указал, что начисление и взыскание платы за пользование вагонами в случае нарушения перевозчиком п. 5 абз. 4 договора на подачу и уборку вагонов N 85/4 в размере 38 920,94 руб., в т.ч. 5 937,09 руб. - НДС 18% является неправомерным.
Согласно пункту 11 договора подачи и уборки вагонов N 85/4 поврежденные портом вагоны федерального железнодорожного транспорта числятся находящимися в пользовании у порта до момента оформления и подписания сторонами документов, подтверждающих факт повреждения вагонов (акт общей формы ГУ-23, технический акт формы ВУ-25 о повреждении вагонов).
При этом ОАО "ТМТП" ссылается на то, что согласно пункту 11 договора подачи и уборки вагонов N 85/4 поврежденные вагоны числятся в пользование у порта до момента оформления сторонами документов, подтверждающих факт повреждения вагонов.
В соответствии с п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 45, акт общей формы ГУ-23 составляется для удостоверения повреждения вагона.
При этом из содержания п. 2.16 технологического процесса работы пункта технической передачи вагонов "Туапсинский морской порт", утвержденного начальником Краснодарского отделения Северо-Кавказской ж. д. 10.04.2007 г. по согласованию с начальником Краснодарского вагонного депо и генеральным директором ОАО "ТМТП", следует, что акт ВУ-25 содержит характеризующие данные повреждения вагона и стоимость ремонта.
В соответствии с п. 6.7. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, в акте о повреждении вагона указываются причины и перечень повреждений вагона, объем работ и вид необходимого ремонта, а также стоимость поврежденных деталей и восстановления вагона.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта РФ плата за пользование вагонами вносится в том случае, когда вагоны находились на путях грузоотправителя по причинам, зависящим от грузоотправителя.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.03.2007 года N 14565/06 в силу части второй статьи 62 Устава железнодорожного транспорта плата исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути, под которым понимается выполнение этими ветвевладельцами всех необходимых и зависящих от них действий по возвращению перевозчику вагонов, контейнеров на железнодорожные выставочные пути.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано указал, что за время ожидания владельцем железнодорожных путей необщего пользования возможности перемещения вагонов, контейнеров с железнодорожного пути необщего пользования на железнодорожные выставочные пути по причинам, зависящим от перевозчика, плата за пользование вагонами, контейнерами взиматься не должна.
Учитывая, что перевозчик фактически принимает поврежденные, а не отремонтированные вагоны, ОАО "ТМТП" правомерно считает, что вагоны должны сниматься с ответственного
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2010 n 15АП-2419/2010 по делу n А32-45472/2009 По делу о взыскании долга по договору купли-продажи электрической энергии и процентов.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также