Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу n А32-13816/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-13816/2013 04 июня 2014 года 15АП-7117/2014 15АП-7124/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2014 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ефимовой О.Ю. судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щегровой Н.А. при участии: от Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края: Цокура Андрея Александровича по доверенности от 19.09.2013 № 206.01-421/13-05, от индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хачадуряна Говсепа Аршавировича: лично Хачадуряна Говсепа Аршавировича; представителя Прокофьева Сергея Александровича по доверенности от 09.04.2014 № 1Д-717; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хачадуряна Говсепа Аршавировича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2014 по делу № А32-13816/2013 принятое в составе судьи Нигоева Р.А. по иску Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хачадуряну Говсепу Аршавировичу о взыскании субсидии УСТАНОВИЛ: Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Хачадуряну Говсепу Аршавировичу (далее – Глава КФХ Хачадурян Г.А., предприниматель) о взыскании субсидии в размере 10 000 000 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 73 333,33 руб. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2014 с Главы КФХ Хачадуряна Г.А. в пользу министерства взыскано 10 000 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель не выполнил требование соглашения о предоставлении субсидии. В удовлетворении требования о взыскании процентов отказано, поскольку нормы гражданского законодательства, регулирующие ответственность за неисполнение денежного обязательства в данном случае применению не подлежат. Не согласившись с данным судебным актом, предприниматель обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда от 20.02.2014 отменить в части удовлетворения заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы Глава КФХ Хачадурян Г.А. указывает, что им были приняты все необходимые меры по исполнению обязательства по созданию семейной животноводческой фермы, а именно: заключены договоры на выполнение работ по строительству и реконструкции фермы, подрядчику перечислены денежные средства в сумме 8 860 705 руб.; заключен договор на поставку оборудования на сумму 1 379 295 руб. Предприниматель не имел возможности в установленный срок представить акт ввода фермы в эксплуатацию, поскольку подрядчик не выполнил свои обязательства по договору. Бюджетные средства использованы по целевому назначению. Поскольку субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, а факт целевого использования средств подтвержден документально, применение такой санкции как изъятие денежных средств неправомерно. Соглашение № 2 от 20.03.2012 не содержало бесспорных оснований и обязательств возврата субсидии при непредставлении акта ввода в эксплуатацию фермы. Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края также обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке в части отказа в удовлетворении требования о взыскании с предпринимателя процентов за пользование чужими денежными средствами. Министерство ссылается на подтверждение материалами дела факта нарушения предпринимателем принятых на себя обязательств, следовательно, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами обоснованно. Представитель министерства в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы. Против доводов апелляционной жалобы предпринимателя возражал. Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу. Против доводов жалобы министерства возражал. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20.03.2012 между департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (в настоящее время - Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края) и Главой КФХ Хачадурян Г.А. заключено соглашение № 2 о сотрудничестве по реализации мероприятий, направленных на создание семейных животноводческих ферм в рамках краевой целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края на 2010-2012 годы». В соответствии с указанным соглашением предпринимателю предоставлена субсидия в сумме 10 000 000 руб. Денежные средства перечислены по платежному поручению от 22.03.2012 № 22002. Пунктом 2.2.5 названного соглашения предусмотрена обязанность по окончании создания семейной животноводческой фермы, но не позже одного года с даты предоставления субсидий представить в департамент акт ввода в эксплуатацию семейной животноводческой фермы. Ввиду непредставления Главой КФХ Хачадуряном Г.А. соответствующего акта в установленный срок, в адрес предпринимателя министерством направлено требование о возврате субсидии (от 01.04.2013 № 206.10-468/1304). Поскольку в добровольном порядке субсидия не была возвращена, министерство обратилось в суд с настоящими требованиями. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на условиях долевого финансирования целевых расходов. Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, либо ее неиспользование в установленные сроки. Порядок и условия предоставления субсидий на создание семейных животноводческих ферм в рамках краевой целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края на 2010-2012 годы» установлен приложением № 5 («Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета по возмещению (субсидированию) части затрат крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области сельскохозяйственного производства, на создание семейных животноводческих ферм» (далее - Порядок)) к указанной программе. Пунктом 5.4 Порядка предусмотрено, что по окончании создания семейной животноводческой фермы, но не позже одного года с даты предоставления субсидий получатель субсидии представляет в уполномоченный орган акт ввода в эксплуатацию семейной животноводческой фермы. Субсидии, предоставленные получателю субсидии, подлежат возврату в краевой бюджет в течение 15 календарных дней с даты уведомления уполномоченным органом Получателя субсидии, в том числе, в случае если получателем субсидии не обеспечен ввод в эксплуатацию семейной животноводческой фермы в течение одного года с даты предоставления субсидий (в полном объеме предоставленных субсидий) (п. 5.6 Порядка). Из материалов дела усматривается, что в рамках указанной целевой программы Главе КФХ Хачадуряну Г.А. из краевого бюджета предоставлена субсидия на создание семейной животноводческой фермы в сумме 10 000 000 руб. При этом заключенным предпринимателем с департаментом соглашением от 20.03.2012 № 2 предусмотрено условие о введении указанной фермы в эксплуатацию не позже одного года с даты предоставления субсидий и представлении соответствующего акта о вводе в эксплуатацию уполномоченному органу. В настоящем случае предоставление субсидии носит целевой характер и обусловлено соблюдением определенных условий - порядка ее предоставления, нарушение которого влечет возврат субсидии. Материалами дела подтверждается и предпринимателем не оспаривается, что в установленный соглашением срок акт ввода в эксплуатацию семейной животноводческой фермы министерству Главой КФХ Хачадуряном Г.А. не представлен. Следовательно, министерство пришло к обоснованному выводу о неисполнении предпринимателем условия предоставления субсидии. Ввиду того, что пунктом 5.6 Порядка предоставления субсидии предусмотрен возврат субсидии в случае необеспечения ввода фермы в эксплуатацию, министерство правомерно направило в адрес предпринимателя письмо о необходимости возврата субсидии (от 01.04.2013 № 206.10-468/1304). Поскольку предпринимателем денежные средства не возвращены в добровольном порядке, требования министерства обосновано удовлетворены судом первой инстанции. Ссылка предпринимателя на то обстоятельство, что денежные средства, полученные в рамках целевой программы израсходованы по целевому назначению (заключены договоры на выполнение работ по строительству и реконструкции фермы, подрядчику перечислены денежные средства, заключен договор на поставку оборудования), а акт ввода фермы в эксплуатацию не представлен ввиду неисполнения подрядчиком своих обязательств, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку материалами дела подтверждается факт нарушения предпринимателем условия предоставления субсидии, влекущего ее возврат. Заключая соглашение от 20.03.2012 № 2, предприниматель, не мог не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и целевое назначение выделяемых денежных средств и обязан был исходить из того, что при этом предполагается не только приобретение им тех или иных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Министерство, обращаясь с апелляционной жалобой на решение суда от 20.02.2014, указывает на необоснованный отказ судом первой инстанции в удовлетворении требования о взыскании с Главы КФХ Хачадуряна Г.А. процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 73 333,33 руб. Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством. В бюджетных правоотношениях отношения властного подчинения одной стороны другой сохраняются, в том числе и в случае заключения соглашения о предоставлении субсидии. Поскольку нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что положения статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на бюджетные отношения в силу отсутствия прямого указания о применении норм данной статьи к названным отношениям, связанным с предоставлением субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе. При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд ПОСТАНОВИЛ: решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2014 по делу № А32-13816/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа. Председательствующий О.Ю. Ефимова Судьи Т.Г. Гуденица О.А. Сулименко Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 по делу n А53-26046/2012. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|