Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 по делу n А53-28818/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-28818/2013 10 июня 2014 года 15АП-6877/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2014 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гуденица Т.Г., судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А. при участии: от ЗАО «Скиф-Юг»: Шепелева Лариса Юрьевна, паспорт, по доверенности от 02.09.2013, директор Украинец Вячеслав Владимирович, паспорт, от ГУ МЧС по РО: Радько Ольга Николаевна, удостоверение, по доверенности от 29.05.2014 №2, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.03.2014 по делу № А53-28818/2013, принятое судьей Чернышевой И.В. по заявлению закрытого акционерного общества «Скиф-Юг» к ГУ МЧС России по Ростовской области (Отдел надзорной деятельности по г. Ростову-на-Дону) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, УСТАНОВИЛ: закрытое акционерное общество «Скиф-Юг» (далее – ЗАО «Скиф-Юг») обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Ростовской области (далее – ГУ МЧС по РО) о признании незаконным и отмене постановления от 26.02.2013 №400-23/2013/4 о привлечении ЗАО «Скиф-Юг» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Решением суда от 31.03.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что административным органом не доказана вина общества в совершении вменяемого правонарушения. Также судом указано на необоснованное недопущение представителя общества к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении. Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ МЧС по Ростовской области обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что материалами дела доказано виновное совершение обществом правонарушения. В жалобе также указано, что представитель общества не явился для участия при рассмотрении дела об административном правонарушении. Представитель ГУ МЧС по Ростовской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований общества. Представитель ЗАО «Скиф-Юг» в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва. В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 09 час. 10 мин. 05.06.2014. После перерыва судебное заседание продолжено. Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда. Как следует из материалов дела, заместителем прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону вынесено постановление от 14.01.2013 о возбуждении в отношении ЗАО «Скиф-Юг» дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ. В постановлении указано, что прокуратурой Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону 11.01.2013 совместно с Ворошиловским отделением надзорной деятельности ОНД по г. Ростову-на-Дону УНД ГУ МЧС по Ростовской области проведена проверка соблюдения ЗАО «Скиф-Юг» требований законодательства о пожарной безопасности. В постановлении указано, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, просп. Космонавтов, 2/2, расположен принадлежащий ЗАО «Скиф-Юг» мебельный магазин. В ходе проверки выявлено, что в нарушение ст.ст. 1, 4, 5, 6, 54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 5.13130.2009, НПБ 110-03 помещение №2 магазина на первом этаже не защищено автоматическими установками пожарной сигнализации. Постановление вынесено с участием представителя общества, действующего на основании доверенности. В объяснениях представитель общества указал, что выявленные нарушения будут устранены в ближайшее время. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем главного государственного инспектора г. Ростова-на-Дону по пожарному надзору вынесено постановление от 26.02.2013 №400-23/2013/4 о привлечении ЗАО «Скиф-Юг» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей. Постановление вынесено в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Обществом было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с временной нетрудоспособностью руководителя организации. В удовлетворении ходатайства было отказано, поскольку директор не является единственным представителем ЗАО «Скиф-Юг». Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке. В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Статьей 37 Закона о пожарной безопасности установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Согласно части 4 статьи 83 Федерального закона № 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием. Нормы НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях», утвержденные приказом МЧС РФ от 20.06.2003 №323, устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях, а также устанавливают типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами. В соответствии с пунктом 3.1 НПБ 104-03 оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре должно осуществляться одним из следующих способов или их комбинацией: подачей звуковых и (или) световых сигналов во все помещения здания с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцией текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; трансляцией специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих эвакуацию; размещением эвакуационных знаков безопасности на путях эвакуации; включением эвакуационных знаков безопасности; связью пожарного поста-диспетчерской с зонами пожарного оповещения. Материалами дела об административном правонарушении, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, подтверждается, что ЗАО «Скиф-Юг» допущены нарушения приведенных правил и требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности магазина по адресу: г. Ростов-на-Дону, просп. Космонавтов, 2/2. Таким образом, наличие в действиях ЗАО «Скиф-Юг» объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, является доказанным. ЗАО «Скиф-Юг», как лицо, владеющее и пользующееся помещениями с нарушением требований пожарной безопасности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения требований пожарной безопасности, общество не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности. Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено. Суд апелляционной инстанции признает ошибочными выводы суда первой инстанции о недоказанности вины ЗАО «Скиф-Юг» в совершении вменяемого правонарушения. Согласно представленным обществом «Скиф-Юг» в материалы дела документам ЗАО «Скиф-Юг» использует помещения по адресу г. Ростов-на-Дону, просп. Космонавтов, 2/2 на основании договора субаренды от 01.12.2012 №12/1, заключенного с предпринимателем Тарасовым Д.А. Предприниматель Тарасов Д.А., в свою очередь, арендует помещения у ООО «Такт», которым заключен договор на обслуживание технических средств пожарной сигнализации от 05.09.2011 с ООО «Фирма СПС». ЗАО «Скиф-Юг» указывает, что ответственность за надлежащую работу средств пожарной безопасности несут собственник имущества ООО «Такт» и арендатор предприниматель Тарасов Д.А. В дело также представлен акт от 09.01.2013 о том, что датчики автоматической пожарной сигнализации в помещениях №№ 66, 67, 68, 68а, 68б, 68в отключились при производстве ремонтных работ. Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что независимо от наличия обязанности у собственника помещений и арендатора, на ЗАО «Скиф-Юг» лежит обязанность по обеспечению пожарной безопасности в используемых им помещениях как на фактическом пользователе помещениями. В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обществом «Скиф-Юг» не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер по недопущению совершения правонарушения – недопущению осуществления деятельности магазина при неработающей системе автоматической системы пожарной сигнализации. С учетом обязанности собственника и арендатора по обеспечению надлежащей работоспособности средств пожарной безопасности, ЗАО «Скиф-Юг» должно было закрыть магазин (не допускать нахождения в помещении людей (покупателей)) до устранения (собственником, арендатором) неисправности технических средств пожарной безопасности. При таких обстоятельствах, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 по делу n А32-41917/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|