Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу n А32-25326/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                            дело № А32-25326/2008-63/319-54АЖ

27 февраля 2009 г.                                                                                 15АП-737/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуденица Т.Г.,

судей Андреевой Е.В., Ивановой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ковалевой С.В.

при участии:

от заявителя – Управления по вопросам семьи и детства администрации Северского района Краснодарского края – представитель не явился, уведомление №60777,

от административного органа – Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Северском районе – представителя Васильченко И.А., доверенность №173 от 18.02.2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Северском районе

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 19 декабря 2008 года по делу № А32-25326/2008-63/319-54АЖ,

принятое в составе судьи Погорелова И.А.,

по заявлению Управления по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края

о признании незаконным и отмене постановления Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Северском районе от 21.11.2008 г. по делу об административном правонарушении №6/2008-38,

УСТАНОВИЛ:

Управление по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края (далее – управление по вопросам семьи и детства) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Финансового управления департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Северском районе (далее – департамент) от 21.11.2008 г. по делу об административном правонарушении №6/2008-38, которым управление по вопросам семьи и детства признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. №608-КЗ «Об административных правонарушениях», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

Решением арбитражного суда от 19 декабря 2008 г. заявленные требования удовлетворены на том основании, что в действиях общества отсутствует состав вмененного административного правонарушения, поскольку денежные средства в размере 18900 рублей, направленные патронатными воспитателями на приобретение школьно-письменных принадлежностей, предметов личной гигиены, игр и игрушек, мебели, лекарств, а также на культурно-массовые мероприятия и оплату  услуг детского сада израсходованы в строгом соответствии с требованиями законодательства о нормах материального обеспечения для детей, оставшихся без попечения родителей, над которыми установлены опека о попечительство. Кроме того, судом выявлены нарушения, допущенные административным органом в отношении процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.

Не согласившись с принятым судебным актом, департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 19.12.2008 г. отменить, ссылаясь на то, что в 2008 году выплата денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря детям, находящимся по опекой (попечительством), осуществляется из расчета 5395 рублей в месяц на одного ребенка. Размер денежных средств на содержание подопечного ребенка является единым и устанавливается ежегодно законом Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год исходя из норм питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем по среднекраевым ценам, представленным исполнительным органом государственной власти Краснодарского края в сфере ценообразования. Кроме того, департамент утверждает, что управление по вопросам семьи и детства было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Управление по вопросам семьи и детства, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания в апелляционной инстанции, явку представителя не обеспечили, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, что не препятствует судебному разбирательству в порядке статьи 156 АПК РФ.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель департамента поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в соответствии с требованием прокуратуры Северского района от 15.10.2008 г. №21-111-08/3848 и на основании приказа руководителя департамента от 15.10.2008 г. №82-л уполномоченными сотрудниками департамента с 16 октября 2008 года по 27 октября 2008 года проведена проверка целевого использования управлением по вопросам семьи и детства субвенций и субсидий, выделенных для оплаты содержания детей в приемных семьях и у патронатных воспитателей за период с 01 января 2008 года по 24 октября 2008 года.

В ходе проверки выявлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 18900 рублей, что послужило основанием для составления в отношении управления по вопросам семьи и детства протокола об административных правонарушениях от 31.10.2008 г.

Постановлением руководителя департамента от 21.11.2008 г. по делу об административном правонарушении № 6/2008-38 управление по вопросам семьи и детства признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.1 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. №608-КЗ «Об административных правонарушениях», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в частности, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Департаментом как органом, уполномоченным в силу требований статьи 12.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 г. №608-КЗ «Об административных правонарушениях» составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.1 указанного закона, должен быть соблюден установленный порядок его составления.

Исходя из положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя, поскольку должностное лицо, составляющее протокол, обязано предоставить привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу возможность реализовать гарантии, предусмотренные данной нормой. В частности, законному представителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, законному представителю разъясняется возможность обжалования действий должностного лица в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) о совершении административного правонарушения составляется протокол. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными. При решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи) (пункт 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. №10).

Цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол или выносится постановление о привлечении к ответственности, должно иметь точное представление о дате и времени совершения данных процессуальных действий.

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) лицо о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ. В случае надлежащего извещения данного лица протокол может быть составлен и в отсутствие законного представителя, поскольку его неявка или уклонение не могут препятствовать реализации должностным лицом возложенных на него законом задач.

Управление по вопросам семьи и детства не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 31.10.2008 г.

В своей апелляционной жалобе департамент ссылается на то, что начальник управления Купреева Т.С. неоднократно приглашалась для составления протокола, однако 31 октября 2008 года после 14 часов направила в административный орган специалиста Шульга Е.Б., которая предлагала составить протокол с ее участием. Кроме того, заявитель жалобы утверждает, что Купреева Т.С. была уведомлена о времени и месте составления протокола по телефону 31 октября 2008 года примерно в 16 часов.

Однако доводы департамента не находят своего подтверждения материалами дела. Какие-либо доказательства уведомления управления по вопросам семьи и детства о времени и месте составления протокола в деле отсутствуют. Протокол составлен 31 октября 2008 года в отсутствие законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом в протоколе не указано время его составления. Пояснения Шульга Е.Б. и Купреевой Т.С. относительно их уведомления о времени и месте составления протокола в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие каких-либо доказательств уведомления управления по вопросам семьи и детства о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции не может прийти к однозначному выводу о соблюдении департаментом порядка привлечения учреждения к административной ответственности, что является самостоятельным и достаточным основанием для признания незаконным и отмены постановления от 21.11.2008 г. по делу об административном правонарушении №6/2008-38.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19 декабря 2008 года по делу № А32-25326/2008-63/319-54АЖ оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                               Т.Г. Гуденица

Судьи                                                                                             Е.В. Андреева

Н.Н. Иванова

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу n А32-19788/2008. Отменить решение полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также