Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2009 по делу n А32-15716/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                      дело № А32-15716/2006-14/416-2007-14/192-2008-56/67

27 февраля 2009 г.                                     №15АП-7741/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен          27 февраля 2009 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Андреевой Е.В.

судей Колесова Ю.И.,  Шимбаревой Н.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Андреевой Е.В.

при участии:

от заявителя: Александров В.В.,

от заинтересованного лица: Чачхиани Л.Г., представитель по доверенности от  05.02.2009г. №05-2009/219

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Межрайонной  ИФНС России № 8 по Краснодарскому  краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19 августа 2008г.  по делу № А32-15716/2006-14/416-2007-14/192-2008-56/67

по заявлению индивидуального предпринимателя Александрова Владимира Васильевича

к заинтересованному лицу Межрайонной ИФНС России № 8 по Краснодарскому  краю

о признании недействительным решения

принятое в составе судьи Фефеловой И.И.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Александров Владимир Васильевич (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной ИФНС России № 8 по Краснодарскому  краю (далее – налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 14.12.05 № 16-12/20080, 20077.

Решением суда от 19.09.2007г., оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.01.2008г., решение налоговой инспекции от 14.12.2005г. № 16-12/20080, 20077 признано недействительным в части привлечения предпринимателя к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде 6 708 руб. штрафа за неуплату налога на доходы физических лиц, 1 032 руб. штрафа за неуплату единого социального налога; по п. 2 ст. 119 НК РФ в виде 2 580 руб. штрафа за непредставление декларации по ЕСН за 2004 год; начисления 33 540 руб. НДФЛ за 2004 год, 2 194,80 руб. пени по НДФЛ, 5 160 руб. ЕСН за 2004 год, 335,87 руб. пени по ЕСН за 2004 год. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что предприниматель не подтвердил обоснованность 1 047 785 руб. расходов согласно декларации по НДФЛ за 2004 год, однако в соответствии со ст. 221 НК РФ имеет право на профессиональный налоговый вычет.

Постановлением ФАС СКО от 24.03.2008г. решение суда от 19.09.2007г. и постановление апелляционного суда от 23.01.2008г. по делу № А32-15716/2006-14/416-2007-14/192 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.

Суд кассационной инстанции указал на необходимость при новом рассмотрении дела проверить доводы участвующих в деле лиц, дать оценку доводам предпринимателя о несоблюдении процедуры привлечения его к налоговой ответственности, оценить характер допущенных налоговым органом нарушений, выяснить, являются ли они нарушениями существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, влекут ли данные нарушения установленные законодательством правовые последствия.

Решением суда от 19 августа 2008г. признано недействительным решение налоговой инспекции от 14.12.2005г. №16-12/20080, 20077.

Судебный акт мотивирован тем, что налоговой инспекцией нарушена процедура привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, установленная статьями 89, 101 НК РФ, что повлекло нарушение прав и законных интересов налогоплательщика.

В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 19 августа 2008г. и принять по делу новый судебный акт.

По мнению подателя жалобы, нарушение должностным лицом налоговой инспекции требований ст. 101 НК РФ не влечет безусловного признания судом соответствующего решения недействительным. Вывод суда о том, что решение налоговой инспекции подлежит признанию недействительным, поскольку нарушает интересы заявителя - ошибочен.

В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда от 19 августа 2008г. без изменения.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда от 19 августа 2008г.  отменить, принять новый судебный акт.

Представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -  без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных предпринимателем деклараций по НДФЛ и ЕСН за 2004 год.

По итогам проверки в действиях предпринимателя выявлены следующие налоговые правонарушения: неуплата (неполная уплата) сумм НДФЛ за 2004 год в размере 166 822 руб., неуплата (неполная уплата) сумм ЕСН за 2004 год в размере 52 750 руб., непредставление налоговой декларации по ЕСН за 2004 год. Налоговый инспекция руководствовалась тем, что предприниматель в 2004 году занизил сумму дохода на 235 455 руб. Расходы в размере 1 047 785 руб. не подтвердил. Приняв в качестве налоговой базы всю сумму установленного в ходе камеральной проверки дохода (1 290 000 руб.), налоговый орган пришел к выводу о занижении НДФЛ на 166 822 руб. (с учетом произведенной налогоплательщиком уплаты НДФЛ в размере 878 руб.). Применительно к доначислению ЕСН налоговая инспекция определила налоговую базу в размере 1 290 000 руб.; с учетом неуплаты причитающегося ЕСН в размере 52 750 руб., указанная сумма является, по мнению налоговой инспекции, недоимкой. При этом декларация по ЕСН за 2004 год на дату принятия оспариваемого решения заявителем не подавалась.

С учетом изложенного налоговая инспекция вынесла решение о привлечение предпринимателя к налоговой ответственности: за неуплату (неполную уплату) НДФЛ за 2004 год по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 33 364,4 руб. (166 822 руб. х 20%); за неуплату (неполную уплату) ЕСН за 2004 год по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в размере 10 550 руб. (52 750 руб. х 20%); за непредставление декларации по ЕСН за 2004 год по состоянию на 14.12.2005 по п.2 ст.119 НК РФ в виде штрафа в размере 26 375 руб. (52 750 руб. х 30%+20%).

Предприниматель обжаловал решение налоговой инспекции в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 2 ст.289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанции, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

В соответствии с правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2006 года № 267-О, часть третья статьи 88 НК РФ предполагает, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Частью четвертой той же статьи налоговые органы наделяются правом истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Не извещение о рассмотрении материалов проверки является нарушением его прав, так как лишает возможности представить свои возражения.

Не истребование в ходе проверки документов позволяет налогоплательщику сделать вывод об отсутствии правонарушений (налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов).

Сообщение налоговой инспекцией налогоплательщику о своих претензиях позволяет устранить недостатки в документах (при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения.

Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок.

В соответствии с редакцией НК РФ, действовавшей в 2005г. указанная норма изложена в следующей редакции, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.

Порядок проведения налоговых проверок регламентируется статьями 87-89 НК РФ, а мероприятий налогового контроля - статьями 90 - 98 НК РФ.

Порядок оформления результатов налоговой проверки установлен ст. 100 НК РФ, а порядок оформления результатов налогового контроля - статьей 99 НК РФ.

Статья 100 НК РФ содержит требования  оформлению результатов налоговой проверки.

Согласно п.  6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными  акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течении 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить  соответствующий налоговый орган письменные, возражения по указанному акту в цело или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить  письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Подобная норма, в редакции 2005г. изложена следующим образом, налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями, проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки, представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы, подтверждающие обоснованность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

В соответствии с п. 1 ст. 100.1 НК РФ дела о  выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса.

Из содержания п. 1 ст. 101 НК РФ усматривается, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой выявлены нарушении законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Аналогичная правовая норма, изложенная в Кодексе редакции 2005г. обозначена так: материалы проверки рассматриваются руководителем налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации – налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или его представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы рассматриваются в его отсутствие.

Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Так, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что закон прямо устанавливает обязанность налогового органа известить налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки вне зависимости от того, представил он письменные возражения по акту или нет.

В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

В соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ в редакции 2005г. несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Налоговой

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2009 по делу n А32-1284/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/а  »
Читайте также