Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу n А32-33231/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-33231/2013

15 августа 2014 года                                                                          15АП-12428/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Мисника Н.Н.,

судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стефанцевой А.В.,

при участии в судебном заседании:

от истца: Игнатенко М.А. – представитель по доверенности № НЮ-10/298 от 19.12.2013, паспорт;

от ответчика: Деревенец И.В. – представитель по доверенности от 04.07.2014, паспорт; Тагирова Г.М. – представитель по доверенности № Д-ТМТП-01.07.14-У/0042 от 01.07.2014, паспорт,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2014 по делу № А32-33231/2013

по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

(ОГРН 1037739877295),

к открытому акционерному обществу «Туапсинский морской торговый порт»

(ОГРН 1022303274674),

о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 37 734 руб. 38 коп.,

по встречному иску открытого акционерного общества «Туапсинский морской торговый порт» (ОГРН 1022303274674),

к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги»

(ОГРН 1037739877295),

о взыскании штрафа за задержку подачи вагонов в размере 231 760 руб.,

принятое судьей Назаренко Р.М.,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги (далее – истец, железная дорога, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее – ответчик, порт) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 37 734 руб. 38 коп.

Ответчик обратился со всречным исковым заявлением о взыскании с железной дороги " штрафа за задержку подачи вагонов в размере 231 760 руб.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2014 в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" отказано. По встречному иску суд взыскал с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" штраф в размере 231 760, руб., судебные расходы в размере 7 635,20 руб.

Решение об отказе в первоначальном иске мотивировано тем, что договором на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт", принадлежащий ОАО "Российские железные дороги", при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги от 04.01.2012 № 85/4 (далее - договор № 85/4) не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы.

Удовлетворяя встречный иск, суд пришел к выводу, что факта невозможности подачи указанных в актах вагонов не было. Следовательно, вагоны находились на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Краснодарского отделения Северо-Кавказские железные дороги обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.05.2014 по делу № А32-33231/2013 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований ОАО «РЖД» и об отказе в удовлетворении встречных исковых требований ОАО «ТМТП».

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что суд пришел к ошибочному выводу, что взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, не предусмотрено условиями договора № 85/4. Пунктом 17.6 договора установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на ж.д. путь необщего пользования по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ, пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2. Пунктом 12 тарифного руководства прямо предусмотрено взыскание платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику в размере 50%.

Портом не предоставило документов, подтверждающих вину ОАО «РЖД» в задержке подачи вагонов на пути необщего пользования. В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других лиц при осуществлении перевозки грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и другими актами. В спорный период ОАО «ТМТП» не составлялись акты удостоверяющие факт и причину задержки подачи вагонов. В тоже время работниками станции Туапсе по факту задержки вагонов на путях станции Туапсе составлялись акты общей формы. Основанием для составления актов явилась занятость выставочных путей № 5 и 6, по причинам, зависящим от ответчика.

Факт производства маневровой работы по уборке и подаче вагонов свидетельствует о занятости выставочного пути № 6, что в свою очередь доказывает отсутствие вины ОАО «РЖД». Соответственно все вагоны находились на путях общего пользования станции Туапсе по причинам, зависящим от ОАО «ТМТП», что подтверждается актами общей формы и графиками занятости выставочных путей № 5 и № 6.

В связи с тем, что заявленный ОАО «ТМТП» штраф за задержку подачи вагонов явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства в виду отсутствия реальных убытков у ОАО «ТМТП», а также учитывая нарушения им условий договора, суд неправомерно отказал ОАО «РЖД» в уменьшении размера штрафа.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «ТМТП» просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представить истца поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить судебный акт.

Представитель ответчика возражал против отмены решения суда.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 04.01.2012 между ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (Порт) заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "Туапсинский морской торговый порт", принадлежащий ОАО "Российские железные дороги", при станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги № 85/4, на основании которого производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная Северо-Кавказской железной дороги стрелочным переводом № 207 к пути № 6 и стрелочным переводом № 228 к пути № 5 парка "В", обслуживаемого локомотивом ОАО "ТМТП", арендуемым у ОАО "РЖД".

Согласно п. 5.1 договора № 85/4 от 24.01.2012, подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.

Для обеспечения ритмичности подачи вагонов в порт установлен следующий порядок подач: каждая последующая не ранее, чем через 1 час 20 минут после предыдущей, но не позднее 2 часов при наличии на станции готовых к подаче вагонов прибывших в адрес порта.

Занятость и свободность выставочных путей № 5 и № 6 фиксируется графиком. График занятости выставочных путей ОАО "ТМТП" заполняется приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная в двух экземплярах, подписывается от порта техником по вагонным операциям и от перевозчика приемосдатчиком станции. Один экземпляр графика передается порту, второй остается в делах станции Туапсе-Сортировочная.

В соответствии с п. 6 договора № 85/4 от 24.01.2012 сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе - Сортировочная на железнодорожные выставочные пути № 5 или № 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов.

По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта №№ 11, 13 - до предельного столбика стрелки № 225, путей №№ 14, 15 - до грузового фронта № 16, путей №№ 16-23, 17-21 - до грузового фронта № 15, пути № 20 - до предельного столбика стрелки № 232, путей №№ 18, 19 - до грузового фронта № 1.

Максимальное количество подаваемых в порт вагонов составляет не более 45 груженных или 50 порожних, весом не более 3 690 тонн.

Согласование порядка передачи вагонов производится маневровым диспетчером станции Туапсе-Сортировочная и сменным диспетчером порта.

Согласно п. 12 договора № 85/4 от 24.01.2012 на железнодорожном пути необщего пользования ОАО "ТМТП" устанавливается срок оборота вагонов - 6,0 час.

В случае использования под погрузку вагонов, поданных на путь необщего пользования ОАО "ТМТП" под выгрузку, техническая пригодность использования вагона под погрузку после выгрузки подтверждается актом общей формы ГУ-23, составленном на основании книги ВУ-14. В акте указывается время окончания выгрузки вагона и передачи вагона ПОРТУ под погрузку. Временем начала погрузки является время окончания технического осмотра вагонов, указанное в книге ВУ-14 и акте общей формы. Срок оборота вагонов, используемых после выгрузки под погрузку, устанавливается 10,0 час. Время, затраченное на технический осмотр вагонов под погрузку и указанное в акте фГУ-23 исключается при исчислении срока оборота вагонов.

В период с 20.05.2017 по 27.05.2013 на путях общего пользования станции Туапсе в ожидании подачи на пути необщего пользования простаивали вагоны, прибывшие в адрес порта с грузом пшеница, уголь каменный.

Вагоны простаивали на путях общего пользования станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи на пути необщего пользования ввиду занятости выставочных путей № 5, № 6.

Пунктом 17.6. договора от 21.01.2012 № 85/4 установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11, 12 Тарифного руководства № 2.

В связи с простоем перевозчиком на основании актов общей формы 20.05.2013 №№ 4/4957, 4/4958, 4/4978, 4/4983, от 21.05.2013 №№ 4/5012, 4/5013, 4/5014, 4/5023, 4/5015, 4/5043, 4/5044, 4/5046, 4/5047, 4/5052, от 22.05.2013 №№ 4/5075, 4/5076, 4/5102, 4/5107, от 23.05.2013 №№ 4/5108, 4/5109, 4/5110, 4/5123, 4/5122 4/5121, 4/5120, 4/5150, 4/5151, 4/5152, 4/5153, от 24.05.2013 №№ 4/5168, 4/5175, 4/5183, 4/5184, 4/5185, от 25.05.2013 №№ 4/5210, 4/5218, 4/5219, 4/5242, 4/5244, 4/5245, от 26.05.2013 №№ 4/5259, 4/5266, 4/5268, от 27.05.2013 №№ 4/5310, 4/5311 начислена плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Туапсе, определенная в соответствии с пунктом 17.6 договора от 24.01.2012 № 85/4 в размере 37 734 руб. 38 коп.

Порт отказался произвести оплату за время нахождения вагонов, и подписал акты общей формы с различными разногласиями.

Перевозчик направил в адрес порта претензию с требованием произвести оплату, которая осталась без удовлетворения.

Ссылаясь на то, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине порта и последний необоснованно уклоняется от оплаты за пользование инфраструктурой, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с иском.

Основанием для обращения со встречным исковым заявлением послужили следующие обстоятельства.

В период с 20.05.2013 по 27.05.2013 на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи находились 554 груженных вагонов. Станцией Туапсе-Сортировочная даны порту уведомления о времени подачи вагонов под выгрузку, однако вагоны перевозчиком не подавались.

Поскольку груженные вагоны находились на путях станции Туапсе-Сортировочная, перевозчиком составлены акты общей формы ГУ-23 №№ 4/4957, 4/4958, 4/4978, 4/4983, 4/5012, 4/5013, 4/5014, 4/5023, 4/5015, 4/5043, 4/5044, 4/5046, 4/5047, 4/5052, 4/5075, 4/5076, 4/5102, 4/5107, 4/5108, 4/5109, 4/5110, 4/5123, 4/5122, 4/5121, 4/5120, 4/5150, 4/5151, 4/5152, 4/5153, 4/5168, 4/5175, 4/5183, 4/5184, 4/5185, 4/5210, 4/5218, 4/5219, 4/5242, 4/5244, 4/5245, 4/5259, 4/5266, 4/5268, 4/4/5310, 4/5311, которые портом подписаны с возражением о том, что ОАО "ТМТП" принимало вагоны на пути необщего пользования в соответствии с пунктом 5 договора № 85/4 на подачу и уборку вагонов и не сообщало об отсутствии возможности принять указанные в акте вагоны, а также, что вагоны находящиеся на путях станции Туапсе-Сортировочная по причинам, зависящим от перевозчика, который в соответствии со статьей 100 УЖТ РФ несет ответственность за задержку подачи указанных в акте вагонов.

В своих претензиях № 338-Дж от 24.06.2013, № 335-ДЖ от 24.06.2013, № 337-ДЖ от 24.06.2013, № 333 - ДЖ от 24.06.2013, № 336- ДЖ от 24.06.2013, 340-ДЖ от 24.06.2013 порт предложил железной дороге выплатить штраф в общем размере 231 760 руб., за задержку подачи вагонов. Претензии оставлены ОАО "РЖД" без удовлетворения.

В силу пункта 1 статьи 784 ГК перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014 по делу n А53-6553/2014. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК)  »
Читайте также