Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 по делу n А32-6179/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-6179/2014

22 августа 2014 года                                                                          15АП-12336/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи  Сулименко О.А., судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.

при участии:

от заявителя: представитель по доверенности от 31.07.2014 – Мосный В.Г., паспорт, представитель по доверенности от 29.07.2014 – Золототрубова Л.А., паспорт, представитель по доверенности от 29.07.2014 – Алексеенко М.Ю., паспорт.

от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Астраханский государственный технический университет"

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014

по делу № А32-6179/2014, принятое судьей Шкира Д.М.,

по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Астраханский государственный технический университет"

к заинтересованному лицу Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Астраханский государственный технический университет" (далее – учреждение) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю" (далее – ГУ МЧС России в Краснодарском крае) о признании незаконными отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, не доказано событие административного правонарушения.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, в деянии учреждения усматривается событие и состав вменяемого ему правонарушения. При этом суд исключил из объективной стороны правонарушения один из эпизодов.

Учреждение обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014 отменить.

В обоснование апелляционной жалобы, учреждение указывает, что выявленное нарушение, указанное в пункте 2 постановления, является необоснованным, так как установленные требования являются рекомендательными, а нарушение, указанное в пункте 3 вменено необоснованно, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия на чердаке горючих материалов. Вместе с тем, учреждение указывает на нарушение административным органом процессуальных требований при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Помимо указанного, учреждение ссылается на то, что судом первой инстанции не был исследован вопрос о наличии вины учреждения и настаивает на возможности применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Отзыв административным органом на апелляционную жалобу не представлен.

В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю. Представитель Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Астраханский государственный технический университет"поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 27.11.2013 № 513 16.12.2013 проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения учреждением ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 375/1/271 от 10.09.2013. В здании, помещениях и на территории учебного корпуса филиала «Ейский морской рыбопромышленный техникум» учреждения по адресу: г. Ейск ул. Коммунистическая, 63А выявлены следующие нарушения требований законодательства, а именно:

1)  для целей внутреннего противопожарного водопровода не установлены насосные установки с дистанционным или ручным управлением (статья 86 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.2.1, 4.2.7 СП 10.1313.2009; п. 12.1, 12.21 СНиП 2.04.01-85*);

2) имеющиеся пожарные шкафы, установленные на первом этаже учебного корпуса выполнены из горючих материалов (статья 107 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 5.6 ГОСТ Р 51844-2001);

3) на чердаке учебного корпуса не установлены пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода (статья 86 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.1.12 прим. 1 СП 10.1313.2009; п. 6.12 прим. 1 СНиП 2.04.01-85*).

По результатам проверки был составлен протокол об административном правонарушении от 16.12.2013 № 499.

Рассмотрев материалы дела, административный орган вынес постановление о наложении административного взыскания № 499 от 18.12.2013, которым учреждение привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Часть 3 статьи 20.4 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Объектом административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно статье 20 Федерального закона 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и Правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Согласно частям 2, 3 статьи 4 Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в редакции, действующей на дату вынесения постановления) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

Обязательные для соблюдения требования пожарной безопасности установлены Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 (ППБ 01-03) (действующими на момент вынесения оспариваемого постановления); СНиП 21-01-97*, "Пожарная безопасность зданий и сооружений", СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения", СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий", Правил устройства электроустановок (ПУЭ).

Несоблюдение требований пожарной безопасности является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений пункта 4 статьи 107 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарные шкафы и многофункциональные интегрированные пожарные шкафы должны быть изготовлены из негорючих материалов.

Согласно пункту 5.1 ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 52-ст) пожарные шкафы следует изготовлять в соответствии с техническими требованиями настоящего стандарта, по конструкторской документации (КД), утвержденной в установленном порядке.

Как указывает учреждение, положения ГОСТа носят рекомендательный характер.

Вместе с тем, часть 4 статьи 107 Закона N 123-ФЗ содержит прямой запрет на использование горючих материалов, в связи с чем довод апелляционной жалобы надлежит отклонить.

Из статьи 86 Федерального закона от 22.07.08 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" следует, что внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях и оборудуется внутренними пожарными кранами в количестве, обеспечивающем достижение целей пожаротушения.

Установку пожарных кранов в технических этажах, на чердаках и в техподпольях следует предусматривать при наличии в них сгораемых материалов и конструкций. Число струй, подаваемых из каждого стояка, следует принимать не более двух.  В соответствии с пунктом 4.2.1 СП 10.13130.2009 при постоянном или периодическом недостатке давления во внутреннем противопожарном водопроводе надлежит предусматривать устройство пожарных насосных установок.

Из материалов дела следует, что факт несоблюдения учреждением требований противопожарных правил в проверенных помещениях, а именно - на чердаке учебного корпуса не были установлены пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода, установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела (актом проверки от 16.12.2013 № 513, протоколом об административном правонарушении от 16.12.2013 № 499).

Содержащиеся в этих документах фактические данные заявителем апелляционной жалобы не опровергнуты другими доказательствами. Отсутствие на чердаке учреждения горючих материалов заявитель, опровергая установленные административным органом обстоятельства, не подтвердил.

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2014 по делу n А53-28969/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также