Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу n А32-30061/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: i№[email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-30061/2013

27 августа 2014 года                                                                          15АП-20282/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2014 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Тимченко О.Х.,

судей Ильиной М.В., Фахретдинова Т.Р.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Стефанцевой А.В.,

без участия сторон и третьих лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Туапсинский район,

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 15 октября 2013 года по делу № А32-30061/2013

по иску администрации муниципального образования Туапсинский район

к ответчику - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю

при участии третьих лиц - Прокопенко С.В., Некоммерческого партнерства «Деловой союз оценщиков»

о признании незаконным решения комиссии, об обязании установить кадастровую стоимость земельного участка,

принятое судьей Суминым Д.П.,

УСТАНОВИЛ:

администрация муниципального образования Туапсинский район (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с  заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае от 02.08.2013 № 21/5 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости; об обязании Управление Росреестра по Краснодарскому краю установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:591 площадью 25763 кв.м., расположенного: Краснодарский край, Туапсинский район, с.Дефановка, ул.Коммунистическая, 5а, равной 78 149 484,20 руб.

Решением суда от  15 октября 2013 года в удовлетворении требований Администрации МО Туапсинский район отказано. Суд пришел к выводу, об отсутствии оснований для признания решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском края от 02.08.2013 г. № 21/5 незаконным.

Администрация МО Туапсинский район  обратилась в суд с апелляционной жалобой, указав следующие доводы.

Администрация не поручала третьему лицу - Прокопенко С.В. заключать договор на проведение оценки земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:591. Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае не рассматривался вопрос о правомерности заключения договора на проведение оценки земельного участка, заключенного с Некоммерческим партнерством «Деловой союз оценщиков». Заявитель жалобы просит решение отменить, требования удовлетворить.

Определением от 15 января 2014 года апелляционный суд приостановил производство по делу № А32-30061/2013 до рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в порядке надзора дела № А33-11257/2012.

Судом установлено, что 11 февраля 2014 года Постановлением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 03.12.2012г. по делу №А33-11257/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.02.2013г. и постановление Федерального арбитражного суда Восточно -Сибирского округа от 05.06.2013 по тому же делу отменны. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.

Производство по настоящему делу возобновлено.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, ответчик, иные лица явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Прокопенко С.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:591 площадью 25 763 кв. м.

Кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 23.01.2011 составляла 78 149 484,20 руб.

Глушенков К.А., действовавший от имени Прокопенко С.В. на основании доверенности от 29.05.2013 № 2-1199, обратился в НП "Деловой союз оценщиков" для оценки рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:591.

Согласно заключению НП "Деловой союз оценщиков" от 27.06.2013 №01-115-13 рыночная стоимость указанного земельного участка составила 18 979 600,00 руб.

18.07.2013 Глушенков К.А., действовавший на основании доверенности, обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:591.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Краснодарском крае (далее - комиссия) от 02.08.2013 №21/5, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:591 установлена в размере его рыночной стоимости, равной 18 979 600,00 руб.

Администрация не согласилась с установлением кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, указав, что она не уполномочивала Прокопенко С.В. заключать договор на проведение оценки земельного участка, комиссией не рассматривался вопрос правомерности заключения договора на проведение оценки земельного участка.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - заявители).

Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят по одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.

Порядок создания и работы комиссии, в том числе формы принимаемых ею документов, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности.

На территории Краснодарского края таким органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, при котором создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю, созданная приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.12.2001 №П/512.

Решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрен заявительный порядок пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, а также установлен перечень документов, которые необходимо прилагать к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Из материалов дела следует, что Прокопенко С.В. был предоставлен полный перечень необходимых документов.

В материалы дела представлено положительное экспертное заключение НП "Деловой союз оценщиков" от 28.06.2013 №651/06/13 на отчет №01-115-13 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:591, согласно которому рыночная стоимость участка составляет 18 979 600,00 руб., и в соответствии с которым отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, методические основы оценки рыночной стоимости объектов имущества изложены в достаточном объеме, замечаний по обоснованию, применению методов и произведенным расчетам нет.

Прокопенко С.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:33:0000000:591 площадью 25 763 кв. м. на основании договора аренды от 28.02.2013 №33000053. В соответствии с разделом 2 договора сумма ежегодной арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Учитывая указанное, необоснованно завышенная кадастровая стоимость земельного участка нарушает права Прокопенко С.В. как арендатора участка.

Кроме того, из материалов дела следует, что Прокопенко С.В. является собственником целого ряда объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:33:0000000:591.

Согласно пункту 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации в случае расположения здания, строения, сооружения на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, собственник такого объекта недвижимости имеет право на выкуп земельного участка по правилам, установленным пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для расчета выкупной цены земельного участка, целей налогообложения и определения арендной платы используются данные о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в кадастровом паспорте.

Поскольку истец является собственником расположенных на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества, необоснованно завышенная кадастровая стоимость спорного участка нарушает права предпринимателя как потенциального приобретателя такого участка.

На возможность оспаривания результатов кадастровой оценки не только правообладателями, но и любыми иными заинтересованными лицами указано Департаментом корпоративного управления Минэкономразвития России по вопросам определения кадастровой стоимости в Разъяснениях Минэкономразвития РФ от 27.05.2011.

Кроме того, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.02.2014 №13839/13 по делу №А33-11257/2012 сделан вывод о том, что несмотря на то, что органы местного самоуправления не являются непосредственно участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, а также не являются участниками комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу 100 процентов. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, находящихся на территории муниципального образования и являющихся объектами налогообложения, затрагивают права в сфере экономической деятельности не только правообладателей земельных участков,

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 по делу n А32-21229/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также