Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу n А53-8008/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                     

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А53-8008/2014

09 сентября 2014 года                                                                       15АП-13129/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2014 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи  Величко М.Г.

судей Барановой Ю.И., Пономаревой И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клята Е.В.

при участии:

от истца: представитель Кузнецов А.А., паспорт, доверенность № Т-19 от 01.01.2014

от ответчика: не явился, извещен (уведомление № 344002 76 94690 8)

от Правительства Ростовской области: представитель Животкевич А.В., паспорт, доверенность от 28.01.2014 № 3/183

от Администрации г. Таганрога: не явился, извещен (уведомление № 344002 76 94692 2)

от Комитета по управлению имуществом г. Таганрога: не явился, извещен (уведомление № 344002 76 94693 9)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, Администрации города Таганрога

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2014 по делу № А53-8008/2014 (судья Жигало Н.А.)

по иску открытого акционерного общества "Таганрогский металлургический завод" (ИНН 6154011797, ОГРН 1026102572473)

к ответчику Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области, Администрации города Таганрога, Комитета по управлению имуществом г. Таганрога

об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной

стоимости

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Таганрогский металлургический завод" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение, ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003498:191 площадью 169225 кв. м, расположенного по адресу г. Таганрог, ул. Социалистическая, 150-д, равной его рыночной стоимости в размере 84443275 рублей; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003498:190 площадью 28077 кв. м, расположенного по адресу город  Таганрог, ул. Социалистическая, 150-д, равной его рыночной стоимости в размере 14263116 рублей; установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003498:189 площадью 80258 кв. м, расположенного по адресу г. Таганрог, ул. Социалистическая, 150-д, равной его рыночной стоимости в размере 40369774 рублей (уточненные требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, Администрация г. Таганрога, Комитет по управлению имуществом города Таганрога.

Решением от 18.06.2014 иск в уточненном размере удовлетворен. Решение мотивировано тем, что в действующем законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Рыночная стоимость спорных земельных участков определена по результатам судебной экспертизы.

Не согласившись  с принятым судебным актом, Комитет по управлению имуществом г. Таганрога обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 18.06.2014, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что экспертное заключение не соответствует действующему законодательству об оценочной деятельности, профессиональным стандартам, в связи с чем, не может использоваться в качестве допустимого доказательства по делу. Экспертом использован лишь один метод – сравнительный. В экспертном заключении отсутствуют сведения о сходстве объектов-аналогов, рыночная стоимость которых использовалась экспертом, по своим характеристикам с объектом исследования. Суд не должен был руководствоваться Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ, так как правила этого закона об оспаривании кадастровой стоимости могут быть применены только к государственной кадастровой оценке земельных участков, договоры на проведение которой были заключены по истечении 60 дней после вступления в силу закона. Существенное значение для рассмотрения дела имеет определение рыночной стоимости земельного участка не на момент проведения государственной кадастровой оценки земель (01.01.2007), а на момент разрешения спора.

Администрация г. Таганрога также обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 18.06.2014, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что государственная кадастровая оценка земель поселений Ростовской области проведена с соблюдением норм действующего законодательства. Определение кадастровой стоимости земельных участков посредством указания их рыночной стоимости неправомерно. Установление рыночной стоимости объектов недвижимости на 01.01.2007 противоречит постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Уменьшение кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению наполняемости бюджета муниципального образования город Таганрог. Усугубление дефицита бюджета, в свою очередь, вызовет необходимость перераспределения бюджетных средств между соответствующими статьями расходов, что в силу ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации недопустимо. Муниципальное образование утратит возможность реализовывать социальные задачи, а также утратит возможность следовать принципу сбалансированности бюджета, предусмотренному статьей 33 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета. Возражений относительно правильности заключения эксперта администрация не представила.

В судебное заседание ответчик, Администрация г. Таганрога, Комитет по управлению имуществом г. Таганрога, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие ответчика, Администрации г. Таганрога, Комитета по управлению имуществом г. Таганрога в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве

Представитель Правительства Ростовской области пояснил занимаемую правовую позицию по спору, представил письменный отзыв на апелляционные жалобы.

Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, открытое акционерное общество "Таганрогский металлургический завод" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003498:191 площадью 169225 кв. м, расположенного по адресу г. Таганрог, ул. Социалистическая, 150-д, земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003498:190 площадью 28077 кв. м, расположенного по адресу г. Таганрог, ул. Социалистическая, 150-д, земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003498:189 площадью 80258 кв. м, расположенного по адресу г. Таганрог, ул. Социалистическая, 150-д, на основании договоров аренды от 24.12.2013 N 13-469, от 24.12.2013 N 13-470, от 24.12.2013 N 13-471, заключенных сроком до 14.12.2036 года.

С 01.01.2009 в связи с вступлением в силу Постановления Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003498:191 составляет 440580672 рубля, земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003498:190 составляет 73099031 рубль 04 копейки, земельного участка с кадастровым номером 61:58:0003498:189 составляет 208953308 рублей 16 копеек. Изложенные сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка от 10.09.2013 N 61/001/13-633636, кадастровом паспорте земельного участка от 10.09.2013 N 61/001/13-633637, кадастровом паспорте земельного участка от 10.09.2013 N 61/001/13-633635.

Истец указывая, что кадастровая стоимость земельных участков значительно завышена, что, в свою очередь, является нарушением его прав как плательщика арендной платы, обратился в суд с настоящим иском.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков превышает их рыночную стоимость, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил).

По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.

В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Положениями статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, положения главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ), а также предусмотренный механизм защиты прав на ранее возникшие правоотношения не распространяются. При этом пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2014 по делу n А32-34744/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также