Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу n А53-5135/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А53-5135/2014 10 сентября 2014 года 15АП-12973/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2014 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Чотчаева Б.Т. судей Величко М.Г., Ковалевой Н.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мелконян Р.А., при участии: от истца: представитель Гайдаренко Д.Г., паспорт, доверенность от 28.02.2014; от ответчика: представитель не явился, извещен; от третьих лиц: представители не явились, извещены, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации г. Таганрога Ростовской области; Правительства Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.06.2014 по делу № А53-5135/2014 по иску общества с ограниченной ответственностью "НК-Альянс" (ОГРН 1026102574156 ИНН 6154077607) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340) при участии третьих лиц: Правительства Ростовской области (ОГРН 1026103170334 ИНН 6163021657); Администрации г. Таганрога Ростовской области (ОГРН 1026102581350 ИНН 6154061491) об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной стоимости, принятое в составе судьи Прокопчук С.П. УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "НК-Альянс" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с требованием к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0007042:2, площадью 3 987 кв. м, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Ростовское Шоссе, 12 в размере 2 300 499 рублей; кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005285:12, площадью 922 кв. м, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Мариупольское Шоссе, 50-а, в размере 581 782 рублей. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ростовской области, Администрация г. Таганрога. Решением от 16.06.2014 иск удовлетворен, суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0007042:2, площадью 3 987 кв. м, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Ростовское Шоссе, 12, в размере, равном его рыночной стоимости, - 2 300 499 рублей; установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005285:12, площадью 922 кв. м, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Мариупольское Шоссе, 50-а, в размере, равном его рыночной стоимости, - 581 782 рубля. Решение мотивировано тем, что в действующем законодательстве отсутствует запрет определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Рыночная стоимость спорных земельных участков определена по результатам судебной экспертизы. Не согласившись с указанным судебным актом, Правительство Ростовской области обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить. В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что представленный истцом отчет о рыночной оценке земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составлен с нарушением требований, установленных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 и распоряжением Минимущества Российской Федерации от 06.03.2002 N 368-р. Администрацией города Таганрога также обжаловано решение в апелляционном порядке. В обоснование апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что государственная кадастровая оценка земель поселений Ростовской области проведена с соблюдением норм действующего законодательства. Определение кадастровой стоимости земельного участка посредством указания его рыночной стоимости неправомерно. Установление рыночной стоимости объекта недвижимости на 01.01.2007 противоречит постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11. Уменьшение кадастровой стоимости земельного участка приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет муниципального образования, что приведет к невозможности для реализации социальных задач. В судебное заседание ответчик и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционные жалобы рассматриваются в отсутствие указанных лиц, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционных жалоб. Изучив материалы дела и оценив доводы апелляционных жалоб, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "НК-Альянс" является собственником следующих земельных участков: земельного участка с кадастровым номером 61:58:0007042:2, площадью 3 987 кв. м, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Ростовское Шоссе, 12; земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005285:12, площадью 922 кв. м, находящегося по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, Мариупольское Шоссе, 50-а. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0007042:2, в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 09.04.2014 N 61/001/14-315025 составляет 10 093 249 рублей 98 копеек. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005285:12, в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 09.04.2014 N 61/001/14-315033 составляет 2 507 655 рублей 60 копеек. Истец полагая, что кадастровая стоимость земельных участков значительно завышена, что, в свою очередь, является нарушением его прав как плательщика земельного налога, обратился в арбитражный суд с настоящим иском. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Следовательно, законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000 следует, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.5, 2.2.6 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10, 1.2.17 настоящих Методических указаний, осуществляется на основе построения статистических моделей. Для каждой сформированной группы земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется сбор достаточной и достоверной рыночной информации о земельных участках в разрезе факторов стоимости. Построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков. Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. В соответствии с пунктами 1, 10, 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в настоящее время ФГБУ "ФКП Росреестра"). Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11, Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, предъявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). Как указал Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе, и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. Поскольку между сторонами возник спор относительно расхождений кадастровой стоимости земельного участка с его рыночной стоимостью, судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза. По итогам экспертизы в материалы дела представлено экспертное заключение от 14.05.2014 N 79/14, согласно которому, рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2007 земельного участка с кадастровым номером 61:58:0007042:2 составляет 2 300 499 рублей; земельного участка с кадастровым номером 61:58:0005285:12 составляет 581 782 рубля. В связи с этим, установив значительное превышение кадастровой стоимости спорного земельного участка над его рыночной стоимостью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что кадастровая стоимость данных участков подлежит установлению в соответствии с их рыночной стоимостью. Доводы заявителей жалоб о том, что представленный истцом отчет о рыночной оценке земельного участка по состоянию на 01.01.2007 составлен с нарушением требований, установленных приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256 и распоряжением Минимущества Российской Федерации от 06.03.2002 N 368-р, отклоняется судом апелляционной инстанции. В материалах дела имеется заключение эксперта ЗАО "Приазовский центр смет и оценки" от 14.05.2014 N 79/14. В данном случае рыночная стоимость земельного участка определена судом первой инстанции в результате судебной экспертизы, порядок проведения которой регламентирован Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности". Выводимый из смысла части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" принцип независимости эксперта как субъекта процессуальных правоотношений обусловливает самостоятельность эксперта в выборе методов проведения экспертного исследования. Свобода эксперта в выборе методов экспертного исследования ограничена требованием законности, а избранные им Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2014 по делу n А32-10148/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|