Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 n 15АП-11863/2009 по делу n А32-12989/2008-69/163 По делу о признании незаконным постановления органа местного самоуправления об отмене ранее принятого постановления о формировании, утверждении границ и размеров и предоставлении в собственность земельного участка для эксплуатации имущественного комплекса базы отдыха.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2010 г. N 15АП-11863/2009
Дело N А32-12989/2008-69/163
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л А.
судей Ивановой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО Пансионат "Океан"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.09.2009 г. по делу N А32-12989/2008-69/163
принятое в составе судьи Дубиной Л. И.
по заявлению ООО Пансионат "Океан"
к заинтересованному лицу Администрации г. Новороссийска
при участии третьих лиц Департамента лесного хозяйства Краснодарского края, ГУ Комитет по лесу Краснодарского края,
о признании недействительным ненормативного акта
установил:
общество с ограниченной ответственностью Пансионат "Океан" (далее - ООО Пансионат "Океан") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации г. Новороссийска о признании незаконным постановления главы администрации муниципального образования город-герой Новороссийск N 1444 от 22.05.2008 г. "Об отмене постановления главы администрации муниципального образования город-герой Новороссийск от 05.12.2007 г. N 3675 "О формировании, утверждении границ и размеров и предоставлении в собственность ООО Пансионат "Океан" земельного участка в г. Новороссийске, урочище Широкая балка для эксплуатации имущественного комплекса базы отдыха "Океан".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Краснодарского края, государственное учреждение Краснодарского края "Комитет по лесу".
Решением суда от 10.09.2008 г., оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.02.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.2009 г. решение суда первой инстанции от 10.09.2008 г. и постановление апелляционного суда от 04.02.2009 г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал, что Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю предоставлены сведения о том, что земельный участок на основании постановления Законодательного собрания Краснодарского края от 19.12.2006 N 2741-П вошел в границы населенных пунктов. Департамент лесного хозяйства Краснодарского края письмом от 19.12.2008 подтвердил указанные сведения. В дело предоставлено также письмо государственного учреждения Краснодарского края "Комитет по лесу" о том, что спорный участок является лесным участком федеральной формы собственности. Сведения о регистрации права федеральной собственности датированы 2005 годом. Содержащиеся в данных документах противоречия судом не устранены. Договор от 05.12.2007 N 53-КЗ купли-продажи земельного участка в суд не предоставлен. В связи с тем, что между администрацией и обществом возникли обязательственные отношения, регулируемые статьями 450, 452, параграфом 2 главы 9 и главой 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражному суду следовало обсудить вопрос о возможности отмены администрацией, без указания конкретных нарушений норм законодательства, ранее принятого ненормативного акта, во исполнение которого администрацией заключен и исполнен договор, учитывая при этом, что покупателем осуществлена государственная регистрация перехода права собственности, порядок расторжения договоров и оспаривания права собственности установлен законом, обсуждение правомерности предоставления имущества в собственность иного лица по оспариваемой сделке осуществляется при рассмотрении соответствующего иска о признании договора недействительным.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку на момент вынесения администрацией постановления о предоставлении земельного участка в собственность заявителю кадастровый паспорт отсутствовал, следовательно, у администрации не было оснований для такой передачи.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО Пансионат "Океан" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 30.09.2010 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что вывод суда о невозможности предоставления в собственность несформированного земельного участка противоречит земельному законодательству. Границы и размеры земельного участка при предоставлении его в собственности определяются с учетом фактически используемой площади участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Непредставление кадастровой карты не может служить основанием для признания постановления главы администрации о предоставлении обществу в собственность земельного участка незаконным. Отмена указанного постановления нарушает право общества на приватизацию земельного участка, расположенного под принадлежащими ему на праве собственности строениями базы отдыха. Администрацией не мотивирована причина отмены постановления о предоставлении обществу земельного участка в собственность.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация муниципального образования г. Новороссийск указывает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельные участки, заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, к которому прилагает Перечень документов утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 года N 370. В соответствии с пунктом 6 указанного Приказа к заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка. Истцом представлен кадастровый паспорт земельного участка, из которого следует, что кадастровый учет спорного земельного участка проведен 25.07.2008 года, то есть после вынесения постановления главы от 22.05.2008 года N 1444. В силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Указанного заявления в орган местного самоуправления заявитель не подавал.
Департамент лесного хозяйства Краснодарского края в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что предоставленный заявителю на праве собственности земельный участок в части относится к участкам лесного фонда. При этом участки лесного фонда являются федеральной собственностью и в собственность гражданам предоставлены быть не могут. ООО Пансионат "Океан" не заключало договоров аренды на использование лесного участка для эксплуатации базы отдыха в порядке, установленном Лесным кодексом РФ.
В соответствии с распоряжением заместителя председателя Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 г. в связи с нахождением судьи Золотухиной С.И. в отпуске в составе суда произведена замена на судью Иванову Н.Н., в связи с чем дело в заседании 17.03.2010 г. рассмотрено с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От Департамента лесного хозяйства Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя департамента.
В судебном заседании 17.03.2010 г. объявлен перерыв до 23.03.2010 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, решением исполнительного комитета Новороссийского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от 24.08.1988 N 281-5 Новороссийскому объединению рыбной промышленности отведен в постоянное пользование земельный участок 5 га в урочище "Широкая балка" для эксплуатации базы отдыха. В дальнейшем на базе имущества Новороссийского объединения рыбной промышленности создано ОАО "Новороссийскрыбпром".
По акту приема-передачи основных средств от 27.11.1996 г. ОАО "Новороссийскрыбпром" передало в уставный капитал общества имущественный комплекс базы отдыха "Океан", в связи с чем общество обратилось в администрацию с заявлением о формировании и утверждении границ и размеров земельного участка площадью 42910 кв. м.
Рассмотрев представленные материалы и заявление общества, глава администрации постановил: сформировать из земель населенных пунктов земельный участок площадью 42910 кв. м в г. Новороссийске, урочище Широкая балка и утвердить его границы и размеры; установить вид разрешенного использования сформированного земельного участка - для эксплуатации имущественного комплекса базы отдыха "Океан"; предоставить обществу из земель населенных пунктом в собственность за плату земельный участок площадью 42910 кв. м в г. Новороссийске, урочище Широкая балка для эксплуатации имущественного комплекса базы отдыха "Океан". Указанные распорядительные действия главы администрации изложены в постановлении от 05.12.2007 г. N 3675, которым глава администрации обязал общество обратиться в Новороссийский филиал федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет; заключить договор купли-продажи земельного участка с администрацией в течение четырех месяцев с даты подписания постановления.
На основании указанного постановления сформирован и предоставлен в собственность обществу земельный участок площадью 42 910 кв. м (кадастровый номер 23:47:01 18 007:11, кадастровый паспорт от 25.07.2008 N 47/08-03-11952).
Постановлением главы администрации от 22.05.2008 г. N 1444 постановление главы администрации от 05.12.2007 г. N 3675 отменено с обязанием МУ "Управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Новороссийска" обратиться в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 05.03.2008 г. N 466-КП, признании недействительным зарегистрированного права собственности общества на земельный участок площадью 42910 кв. м (кадастровый номер 23:47:01 18 007:11) в г. Новороссийске, урочище Широкая балка, аннулировании в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи регистрации.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, ООО Пансионат "Океан" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции не учел следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно: его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, либо юридического лица (пункт 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятого акта, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия акта, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 n 15АП-1182/2010 по делу n А32-43971/2009 По делу о взыскании задолженности по договору оказания услуг, связанных с осуществлением транспортно-экспедиционной деятельности.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также