Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по делу n А32-9697/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27 E-mail: i№[email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/ ПОСТАНОВЛЕНИЕ арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу город Ростов-на-Дону дело № А32-9697/2014 23 сентября 2014 года 15АП-14508/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2014 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Барановой Ю.И., судей Ванина В.В., Пономаревой И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Айдинян Т.Г., при участии: от истца: извещено, не явился; от ответчика: извещено, не явился; от третьих лиц: извещены, не явились рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город-курорт Геленджик на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.06.2014 по делу №А32-9697/2014 по иску закрытого акционерного общества «Алга» к ответчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата управления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю» при участии третьих лиц - администрации муниципального образования город-курорт Геленджик; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести в государственный кадастр недвижимости изменения принятое в составе судьи Назыкова А.Л., УСТАНОВИЛ: закрытое акционерное общество «Алга» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» филиал по Краснодарскому краю с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402024:17 в размере его рыночной стоимости, обязании внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация муниципального образования город-курорт Геленджик; исполнительно - распорядительный орган муниципального образования, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю. Решением суда от 11.06.2014 определена кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Мира, 38, площадью 1 590 кв. м, с кадастровым номером 23:40:0402024:17 равной рыночной стоимости земельного участка в сумме 14 070 053 рубля 10 копеек. Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что работы по государственной кадастровой оценке земель были проведены в соответствии с действующим законодательством, изменение кадастровой стоимости по существу является изменением условий договора аренды об арендной плате. В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по договору аренды № 4000001845 от 09.12.2009 администрация муниципального образования город Геленджик предоставила ЗАО «Алга» во временное владение и пользование из земель населенных пунктов земельный участок площадью 1590 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Мира, 38, с кадастровым номером 23:40:0402024:17, участок предоставлен для эксплуатации здания кафе. Договор аренды заключен на 49 лет, зарегистрирован в Росреестре согласно штампу регистрации на первом листе договора. Согласно кадастровому паспорту от 13.01.2014 земельный участок с кадастровым номером 23:40:0402024:17 принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Геленджик. Согласно кадастровому паспорту кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402024:17 составляет 58 475 398,2 руб. При оценке правовых оснований заявленных требований суд первой инстанции обоснованно руководствовался позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11. Для удовлетворения требований истца об установлении кадастровой стоимости в размере доказанной им рыночной стоимости земельного участка нет необходимости проверять достоверность результатов государственной кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости спорного земельного участка или законность нормативного акта, которым они утверждены, потому что такое требование направлено не на оспаривание кадастровой оценки в целом, а на уточнение ее результатов применительно к данному конкретному земельному участку, предмет таких требований заключается в изменении кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Суд, первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец имеет достаточный правовой интерес в изменении кадастровой стоимости, как арендатор спорного земельного участка и плательщик арендной платы по договору аренды. Часть 3 статьи 20 Закона о кадастре, в числе лиц, имеющих право на обращение с заявлением об учете изменений объектов недвижимости, называет применительно к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, - лиц, которым земельный участок предоставлен на праве пожизненного владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды на основании договора, заключенного на срок более пяти лет. Поскольку истец является арендатором спорного земельного участка, необоснованно завышенная кадастровая стоимость участков нарушает его права, как плательщика арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, заявленные требования представляются обоснованными. Согласно договору аренды, кадастровая стоимость земельного участка является одним из элементов формулы расчета арендной платы, ставка арендной платы устанавливается по виду использования земель, устанавливаемой в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, размер кадастровой стоимости напрямую влияет на размер арендной платы. Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной. Президиум ВАС РФ в постановлении от 25.06.2013 № 10761/11 сформулировал следующую правовую позицию. В постановлении от 28.06.2011 №913/11 Президиум указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Именно поэтому статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 № 382 «Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости»). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки. На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в частности вновь образуемых земельных участков. При этом, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. В материалы дела истцом представлен отчет экспертной организации ООО «Академия оценки бизнеса» об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402024:17 на дату по состоянию на 01.01.2011. Оценщик, подготовивший указанный отчет, является членом саморегулируемой организации некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков», свидетельство от 17.03.2014 № 1173, регистрационный номер №0005 в ЕГР СРО от 11.12.2007, срок действия свидетельства по 31.12.2014, диплом о профессиональной переподготовке Кубанского государственного технологического университета по программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)». Согласно отчету ООО «Академия оценки бизнеса» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402024:17 составила 14 070 053 рубля 10 копеек. Оценка объекта проведена по состоянию на 01.01.2011. Рыночная стоимость участка определена сравнительным подходом. При определении стоимости земельного участка оценщиком исследованы стоимости объектов-аналогов. Применительно к данному отчету также представлено экспертное заключение №290/12-14 некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков», которым проведена нормативно-методическая экспертиза отчета №А-0005/14 от 19.03.2014. Согласно экспертному заключению НП «Межрегиональный союз оценщиков» методы оценки в рамках использованных оценщиком подходов к оценке обоснованны, выполненные расчеты стоимости объекта оценки в отчете соответствуют применяемым подходам и методам, технических ошибок и замечаний, влияющих на итоговый результат, не выявлено. Отчет об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:40:0402024:17 соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы и каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Президиум ВАС РФ в пункте 1 информационного письма от 30.05.2005 № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2014 по делу n А53-2844/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|