Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 n 15АП-12174/2009 по делу n А32-20198/2009 По делу о сохранении нежилых помещений в перепланированном состоянии.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2010 г. N 15АП-12174/2009
Дело N А32-20198/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей: Барановой Ю.И., Ломидзе О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20 октября 2009 года по делу N А32-20198/2009-35/272
по иску департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
к ответчику администрации Западного внутригородского округа города Краснодара
о сохранении нежилых помещений в перепланированном состоянии,
принятое в составе судьи Моргунова С.В.,
установил:
департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - истец, департамент) обратился с иском к администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара (далее - ответчик, администрация округа) о сохранении нежилых помещений N N 2, 4, 5, 6, 8 общей площадью 75,8 кв. м (лит. А), расположенных на первом этаже здания по адресу: г. Краснодар, ул. Мира, 19, в перепланированном состоянии.
Требования мотивированы тем, что без получения соответствующей разрешительной документации была осуществлена перепланировка помещения общей площадью 75,4 кв. м: демонтирована перегородка между помещениями N 2 и N 3 (объединены в одно помещение N 2); демонтирована перегородка между помещениями N 8 и N 9 (объединены в одно помещение N 8). При входе в помещение N 8 были преобразованы ступени входного крыльца.
Помещения N 7 и N 4 были перепланированы путем демонтажа старых перегородок и возведения новых перегородок, после чего площадь помещения N 4 увеличилась. Помещения N 5 и N 4 также перепланированы путем демонтажа старых перегородок и возведения новых, в результате чего площадь помещения N 5 также увеличилась. Оконный проем в наружной части кирпичной стены помещения N 6 был демонтирован и заложен кирпичной кладкой.
Решением суда от 20 октября 2009 года в удовлетворении иска отказано по тем основаниям, что законом Краснодарского края от 15.07.2005 N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" не предусмотрена возможность сохранения перепланированных нежилых помещений, находящихся в многоквартирных жилых домах, в случае отсутствии правового акта органа местного самоуправления, подтверждающего принятие решения о согласовании проведения перепланировки нежилого помещения. Нормы Жилищного кодекса Российской Федерации в данном случае не могут быть применены, поскольку регулируют порядок сохранения в перепланированном состоянии жилых помещений.
Департамент обжаловал решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить.
В апелляционной жалобе департамент указал, что согласно пункту 6 статьи 11 Закона Краснодарского края N 896-КЗ, споры, возникающие в процессе согласования или проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, разрешаются в судебном порядке. Данная норма не содержит запрета на разрешение возникшего спора посредством обращения в суд с иском о сохранении нежилого помещения в перепланированном состоянии. Вывод суда о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику является неверным, поскольку в соответствии с постановлением главы муниципального образования г. Краснодар от 13.04.2006 N 237 полномочия по выдаче разрешений на перепланировку помещений возложены на администрации внутригородских округов.
Стороны в судебное заседание не явились, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Малого совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 28.09.1992 N 338 в муниципальную собственность города Краснодара переданы помещения N 2, 4 - 6, 8 первого этажа в здании литер А, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Мира, 19. Указанные помещения включены в реестр муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской от 10.07.2009 (л. д. 7).
Согласно техническому паспорту помещения расположены на первом этаже жилого дома.
Строительно-техническим заключением N 248 от 02.04.2009, выполненным ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация", установлено, что по состоянию на 02.04.2009 посредством демонтажа перегородок между помещениями N 2 (туалет) и N 3 (мойка), они были объединены в одно помещение N 2 (туалет); путем демонтажа перегородок помещения N 8 (магазин) и N 9 (коридор) были преобразованы в одно помещение N 8 (торговый зал). При входе в помещение N 8 были преобразованы ступени входного крыльца. Путем демонтажа перегородок между помещениями N 7 и N 4 (коридоры), а также путем возведения новых перегородок, указанные помещения были перепланированы. После перепланировки площадь помещения N 4 увеличилась. Путем демонтажа перегородок между помещениями N 5 (кабинет) и N 4 (коридор) были также перепланированы, что позволило увеличить площадь помещения N 5 (подсобное). Оконный проем в наружной части кирпичной стены помещения N 6 (склад) был демонтирован и заложен кирпичной кладкой (л. д. 16 - 22)
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения является реконструкцией. Произведенные обществом изменения следует отнести к реконструкции индивидуально определенного объекта (нежилого помещения в многоэтажном доме) по признаку увеличения площади.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
В Краснодарском крае отношения, возникающие при перепланировке нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, регламентированы Законом Краснодарского края от 15.07.2005 N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края".
Согласно пункту 1 статьи 7 указанного Закона переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения проводятся по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 13.04.2006 N 237 утвержден Порядок подготовки и согласования проектов распоряжений главы администрации внутригородского округа города Краснодара о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, а также нежилого помещения в многоквартирном доме, в соответствии с которым переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения в многоквартирном жилом доме осуществляется на основании распоряжения главы администрации внутригородского округа города Краснодара.
Перепланирование находящихся в муниципальной собственности помещений произведено арендатором помещений без соблюдения установленного порядка и получения соответствующего согласования.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, указал, что законом Краснодарского края от 15.07.2005 N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" не предусмотрена возможность сохранения перепланированных нежилых помещений, находящихся в многоквартирных жилых домах, в случае отсутствии правового акта органа местного самоуправления, подтверждающего принятие решения о согласовании проведения перепланировки нежилого помещения. Согласно выводам суда единственно возможным последствием самовольной перепланировки помещений является приведение помещений в прежнее состояние.
Между тем, неосуществление государственного контроля на стадии получения разрешения на перепланировку, не является непреодолимым препятствием для признания права, в том числе и в судебном порядке, но с соблюдением государственного контроля и выявления обстоятельств, не создающих угрозу жизни и здоровью граждан.
Спорные помещения расположены на первом этаже жилого дома. Жилищный кодекс Российской Федерации позволяет сохранение жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (пункт 4 статьи 29 ЖК РФ).
Отсутствие в гражданском законодательстве норм, регулирующих последствие проведения самовольной реконструкции нежилых помещений, и существенное сходство отношений по поводу самовольного строительства и самовольной реконструкции позволяет квалифицировать незаконно проведенные строительные работы как самовольную постройку в порядке аналогии закона (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции считает, что положения пункта 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации применимы с учетом положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Из смысла и содержания искового заявления департамента следует, что фактически он просил рассмотреть требование о признании права собственности на объект, полученный в результате самовольной реконструкции.
По признаку осуществления реконструкции помещения с нарушением требований Закона КК от 15.07.2005 N 896-КЗ "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" при разрешении требования департамента и признании права на реконструированные помещения, суд применяет положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом. Право собственности на самовольную постройку может быть признано за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно справке ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю от 10.02.2010 N 01036/01-6 данных о формировании земельного участка под жилым домом N 19 по ул. Мира г. Краснодара (1960 года постройки) и постановке его на государственный кадастровый учет не имеется. Данные о создании собственниками квартир в указанном жилом доме товарищества собственников жилья отсутствуют.
Данные о выбытии земельного участка, на котором находится жилой дом, из муниципальной собственности не имеются. Спорные помещения также включены в реестр муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар.
Согласно строительно-техническому заключению N 248 от 02.04.2009, выполненному ГУП Краснодарского края "Крайтехинвентаризация", перегородки в спорном помещении служат для разграничения внутреннего объема одного помещения от другого (являются ограждающими конструкциями - не несут существенных нагрузок). Монтаж, демонтаж перегородок не оказывает существенного влияния на изменение усилий в конструктивных элементах здания.
Поскольку внутренние перегородки не являются несущими конструкциями здания, а нагрузка от вновь построенных перегородок не превышает допустимых значений, то выполненные работы по перепланировке нежилых помещений первого этажа здания лит. А по адресу: г. Краснодар, ул. Мира, 19, не повлияли на общую несущую способность основных несущих строительных конструкций здания. Выполненная перепланировка не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, соответствует установленным градостроительным и строительным нормам и правилам (л. д. 16 - 20).
Согласно экспертному заключению федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" N 2989/03-3 от 20.04.2009 выполненная перепланировка нежилого помещения ООО ТД "Надежда" в доме N 19а по ул. Мира общей площадью 75,8 кв. м соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям (л. д. 25 - 26).
Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю подтверждено, что проведенная перепланировка нежилых помещений N 2, 4 - 6, 8 в здании литер А по ул. Мира, 19 в Западном внутригородском округе г. Краснодара соответствует требованиям пожарной безопасности (л. д. 28).
Согласно пункту 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство к нему прилагается, в том числе, согласие всех правообладателей объекта капитального строительства
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 n 15АП-1211/2010 по делу n А53-18261/2009 По делу о взыскании задолженности за оказанные услуги по договору на создание объектового подразделения пожарной охраны и процентов за пользование чужими денежными средствами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Ростовской области  »
Читайте также