Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по делу n А32-12175/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

Газетный пер., 34/70/75 лит А, г. Ростов-на-Дону, 344002, тел.: (863) 218-60-26, факс: (863) 218-60-27

E-mail: [email protected], Сайт: http://15aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

по проверке законности и обоснованности решений (определений)

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

город Ростов-на-Дону                                                         дело № А32-12175/2008-69/180

08 апреля 2009 г.                                                                                15АП-7260/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 апреля 2009 г..

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Золотухиной С.И.,

судей Ивановой Н.Н., Ткаченко Т.И.

при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом,

от заинтересованного лица: не явилось, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кубаньагробизнес" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 сентября 2008г. по делу № А32-12175/2008-69/180 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кубаньагробизнес" к заинтересованному лицу территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю о признании бездействия незаконным, принятое в составе судьи Гладкова В.А.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Кубаньагробизнес» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю о:

- признании незаконными действий Территориального управления, выразившихся в нерассмотрении заявления общества «Кубаньагробизнес» о предоставлении  земельного участка в Хостинском районе г. Сочи по ул. Октября площадью 3500 кв. м для строительства лечебно-оздоровительного комплекса,

- обязании Территориального управления осуществить действия по предоставлению земельного участка в Хостинском районе г. Сочи по ул. Октября площадью 3500 кв. м для строительства лечебно-оздоровительного комплекса с предварительным согласованием места размещения объекта в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта,

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета,

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса РФ.

Решением суда от 12.09.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебный акт мотивирован тем, что правом принятия решения о предоставлении хозяйственным обществам земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта Федеральное агентство не наделено. Земельный участок, расположенный в первой зоне санитарной охраны курорта, не может быть предоставлен для строительства, отличного от указанного в абз. 2 п.12 Постановления Правительства РФ от 7.12.1996 г. №1425.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Кубаньагробизнес» обжаловало его в порядке, предусмотренном гл.34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является компетентным органом в сфере имущественных и земельных отношений, истец представил ответчику полный комплект документов, необходимых для решения вопроса о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. Возможность строительства на спорном участке лечебно-оздоровительного центра подтверждена обществом документально.

Заинтересованное лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебное заседание представители сторон не явились. От ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, с учетом позиции, изложенной в отзыве в суде первой инстанции. Ходатайство судом удовлетворено, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, ООО «Кубаньагробизнес» обратилось в ТУ Росимущества по Краснодарскому краю с заявлением от 11.02.2008 г. №15/2 о предоставлении обществу для целей строительства лечебно-оздоровительного комплекса земельного участка общей площадью 3500 кв.м  с кадастровым номером 23:49:03 04 010:0023, находящегося в собственности Российской Федерации и расположенного в Хостинском районе г. Сочи по ул. Октября.

Письмом от 10.04.2008 г. №07/814 ТУ Росимущества по Краснодарскому краю отказало обществу в удовлетворении заявления, указав на запрет совершения сделок, связанных с распоряжением земельными участками, расположенными в границах населенных пунктов или в пределах 30 км от их границ, установленный постановлением Правительства РФ от 03.04.2008г. №234 (л.д. 16-18 т.1).

Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «Кубаньагробизнес» в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Обращаясь в арбитражный суд, общество, фактически просило признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества, выразившееся в нерассмотрении заявления общества «Кубаньагробизнес» о предоставлении  земельного участка. Между тем, как указано выше, данное заявление общества было рассмотрено и письмом от 10.04.2008 г. №07/814 обществу было отказано в предоставлении соответствующего участка. Данное письмо объективно существовало на момент обращения общества в суд с настоящим заявлением, поэтому требование общества о признании незаконным бездействия является беспредметным.

Вместе с тем, учитывая, что обществом заявлено также требование о понуждении ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю осуществить предусмотренные законом действия по предоставлению земельного участка, судом первой инстанции правомерно оценена законность отказа ТУ Росимущества в удовлетворении требований общества о предоставлении спорного участка.

Порядок предоставления земельного участка юридическим лицам регламентирован статьями 30-31 Земельного кодекса РФ. Принимая решение, суд установил, что ООО «Кубаньагробизнес» выполнило данные требования законодательства РФ и представило в ТУ Росимущества по Краснодарскому краю все предусмотренные названными статьями Земельного кодекса РФ документы.

Данное обстоятельство заявитель жалобы считает необходимым и достаточным для возникновения у него права требовать от компетентного органа (ТУ Росимущества по Краснодарскому краю) осуществления действий по предоставлению ООО «Кубаньагробизнес» испрашиваемого последним участка.

Между тем, заявляя соответствующий довод в апелляционной жалобе, общество не учитывает, что спорный земельный участок расположен в городе-курорте Сочи в первой зоне санитарной охраны курорта. Соответствующие земельные участки имеют особый правовой режим, который не может не учитываться  органом, уполномоченным собственником участков на распоряжение ими, при предоставлении данных участков в пользование.

Постановлением Президиума Верховного Совета РФ № 4766-1 и Совета Министров РФ № 337 от 12.04.1993г. "О государственной поддержке функционирования и развития города - курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения, и ему придан статус эколого-экономического района с элементами свободной экономической зоны рекреационного типа.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 года № 591-р утвержден "Перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение", согласно которому территория курорта г. Сочи и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Сочи признаны особо охраняемой природной территорией, имеющей федеральное значение.

Согласно статье 16 Федерального закона от 23.02.1995г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

Статьей 32 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

 Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 32 ФЗ №33-ФЗ).

Во исполнение названного закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996г. № 1425 утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которое определяет порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.

Пунктом 10 указанного Положения предусмотрено, что на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

Согласно пункту 12 указанного Положения режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудования лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий. На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам. В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.

Таким образом, приведенные нормы законодательных и подзаконных актов РФ, регламентирующих правовой режим земельных участков лечебно-оздоровительных местностей и курортов, устанавливают ограничения в использовании данных земельных участков, а постановление Правительства РФ от 07.12.1996г. № 1425 не содержит положений, позволяющих сделать вывод о возможности возведения объектов капитального строительства (за исключением сооружений для добычи лечебных вод и грязей, а также берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ) в первой зоне санитарной охраны курорта. 

Нахождение испрашиваемого ООО Кубаньагробизнес» земельного участка в первой зоне санитарной охраны курорта подтверждается сведениями государственного земельного кадастра (л.д. 23 т.1) и сторонами по делу не оспаривается.

Кроме того, как следует из материалов дела, испрашиваемый обществом земельный участок находится в федеральной собственности и расположен в границах населенного пункта – города Сочи. Между тем, Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 г. №234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» на период с 04.04.2008 г. до 01.01.2010 г.  для федеральных органов исполнительной власти установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности и  расположенных в границах населенных пунктов либо в пределах 30 километров от границ населенных пунктов с численностью населения более 1 млн. человек; 15 километров от границ населенных пунктов с численностью населения от 100 тыс. человек до 1 млн. человек;  5 километров от границ населенных

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2009 по делу n А53-10902/2008. Решение отменить, дело рассмотреть по правилам рассмотрения в 1 инст.  »
Читайте также