Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 n 15АП-12666/2009 по делу n А32-18240/2009 По делу о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка и пени.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2010 г. N 15АП-12666/2009
Дело N А32-18240/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей О.Х. Тимченко, О.Г. Ломидзе,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юсуповой Л.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен надлежащим образом (уведомление 34400222350391)
от ответчика: не явился извещен (конверт-возврат 34400222350407 с отметкой почтового отделения "истек срок хранения", телеграмма),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города-курорта Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2009 г. по делу N А32-18240/2009 по иску Администрации города-курорта Сочи к ответчику ПЖСК "Тропа" о взыскании задолженности по арендной плате и пене в размере 384271,51 руб., принятое судьей Ильенко Е.И.,
установил:
Администрация города-курорта Сочи (далее - истец, администрация) обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к ПЖСК "Тропа" (далее - ответчик, кооператив) о взыскании 384 271 рублей 51 копеек, в том числе 332 380 рублей 80 копеек задолженности по арендной плате за период с 18.07.2007 по 31.03.2009 и 51 890 рублей 71 копеек пени за период с 10.09.2007 по 07.05.2009.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору аренды земельного участка от 06.03.2007 года N 4900004112.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края суда от 14.10.2009 г. исковые требования администрации удовлетворены частично в сумме 92 260 руб. 28 коп. Суд признал договор аренды от 06.03.2007 года N 4900004112 ничтожным, указав на отсутствие у администрации города Сочи правомочии на распоряжение земельным участком, отнесенным в силу закона к федеральной собственности. Суд указал, что право на получение платы за пользование спорным земельным участком возникло у администрации с 19.12.2008, в связи с введением в действие Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ. Сумма 92 260 руб. 28 коп. взыскана с кооператива как неосновательное обогащение, полученное в результате пользования земельным участком площадью 1500 кв. м (г. Сочи, вторая зона округа горно-санитарной охраны курорта, экономико-планировочной зоне С-1-б) в период с 19.12.2008 г. по 31.03.2009. размер неосновательного обогащения определен в соответствии с постановлением Главы г. Сочи от 15.06.2007 г. N 791 "О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности, а также за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю"
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация города-курорта Сочи обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Обосновывая жалобу, заявитель указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства нахождения спорного земельного участка в границах округа санитарной охраны курорта федерального значения, поскольку установленные нормативными актами 1948, 1969 и 1977 гг. границы не вынесены на местность, а соответствующие нормативные акты не опубликованы для всеобщего сведения, в силу чего их применение противоречит Конституции Российской Федерации.
Отмечает, что возникновение права собственности в силу закона возможно лишь в отношении индивидуально определенного участка, а не категории земель. Также ответчик полагает что, полномочиями по распоряжению земельным участками в границах города Сочи обладает администрация города Сочи.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд рассматривал апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного разбирательства, по имеющимся доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы г. Сочи Краснодарского края от 30.09.2005 N 2924 (л.д. 14), между администрацией г. Сочи (арендодатель) и ПЖСК "Тропа" (арендатор) 06.03.2007 года заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) N 4900004112, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок кадастровый N 23:49:03 02 024:0027 площадью 1 500 кв. м для строительства многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями по ул. Возрождения в Хостинском районе г. Сочи. Срок аренды 5 лет.
Участок расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта.
В соответствии с п. п. 3.3. - 3.5. договора, внесение арендной платы осуществляется до 10 числа последнего месяца квартала.
Размер ежегодной арендной платы установлен на день подписания договора и в дальнейшем может пересматриваться в одностороннем порядке в связи с инфляцией и индексацией цен, а также в связи с изменениями, вносимыми в действующее законодательство.
Согласно п. 6.2. договора, за нарушения сроков внесения арендной платы, образовалась задолженность в размере 332 380 рублей 80 копеек (расчет задолженности) (том 1 л.д. 8).
Расчет задолженности произведен на основании постановления Главы г. Сочи от 15.06.2007 года N 791 "О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной собственности, а также за земли, не прошедшие процедуру разграничения государственной собственности на землю, в г. Сочи".
На сумму основной задолженности истцом начислена пеня.
Исходя из размера задолженности, периодов просрочки (с 10.09.2007 по 07.05.2009), процентной ставки, предусмотренной п. 6.2. договора (0,05%), размер пени составил 51 890 рублей 71 копеек (расчет пени) (том 1 л.д. 9).
Полагая, что по состоянию на 31.03.2009 ответчиком обязанность по внесению арендной не исполнена надлежащим образом, Администрация МО г. Сочи обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 95 и пункту 1 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов государственной власти.
Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах").
На основании статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", пункта 2 статьи 96 Земельного кодекса Российской Федерации на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 95 указанного Кодекса к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом. В силу пункта 4 статьи 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 06.07.1994 N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей", Федеральными законами "Об особо охраняемых природных территориях" и "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Согласно Постановлению Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 4766-1 и Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.04.1993 N 337 "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Границы зон санитарной (горно-санитарной) охраны утверждены решением Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта", а также решением от 02.09.1987 N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи". Поскольку до настоящего времени постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающее границы и режимы округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Сочи, не принято, при определении таких границ следует руководствоваться указанными решениями.
Округа санитарной или горно-санитарной охраны организуются на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения (п. 2 ст. 32 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Согласно пункту 11 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425 (в ред. от 20.12.2002 N 909, от 19.07.2006 N 449) округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района).
Согласно пункту 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации. Поскольку внешний контур округа санитарной охраны курорта Сочи является границей лечебно-оздоровительной местности курорта, курортного региона (статья 1 Федерального закона N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), спорный земельный участок, расположенный в границах города Сочи, Хостинском районе по ул. Возрождения, входит в состав особо охраняемой природной территории.
В соответствии с п. 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства устанавливается режим второй зоны санитарной (горно-санитарной) охраны. Как следует из спорного договора аренды, целевое использование участка (для строительства многоквартирного жилого дома во встроенными помещениями) соответствует второй зоне санитарной охраны курорта федерального значения.
Из постановлений главы города Сочи от 30.09.2005
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2010 n 15АП-12593/2009 по делу n А32-14581/2009-66/375 По делу о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также