Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2010 n 15АП-7067/2009 по делу n А32-23628/2008 По делу о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от предоставления в собственность за плату земельных участков, и обязании подготовить проект договора купли-продажи.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2010 г. N 15АП-7067/2009
Дело N А32-23628/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 февраля 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей М.В. Ильиной, О.Г. Ломидзе,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Юсуповой Л.А.
при участии:
от заявителя: Яковенко Е.В., паспорт, доверенность от 19.11.2009 г.
от заинтересованных лиц: не явились, извещены надлежащим образом
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческо-обслуживающего сельскохозяйственного потребительского кооператива "Новое Джемете"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2009 по делу N А32-23628/2008-47/118
по заявлению садоводческо-обслуживающего сельскохозяйственного потребительского кооператива "Новое Джемете"
к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа,
Департаменту имущественных отношений Краснодарского края,
при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю,
о признании недействительными бездействий, выразившихся в уклонении от предоставления земельных участков в собственность,
принятое судьей Волковым Я.Е.,
установил:
Садоводческо-обслуживающий сельскохозяйственный потребительский кооператив "Новое Джемете" (далее - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованные лица) о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, выразившегося в уклонении от предоставления СО СПК "Новое Джемете" в собственность за плату земельных участков площадью 250065 кв. м с кадастровым номером 23:37:07 11 001:1855 и площадью 96000 кв. м с кадастровым номером 23:37:07 11 001:1850, а также обязании Администрации муниципального образования город-курорт Анапа подготовить проект договора купли-продажи указанных участков.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2009 по делу N А32-23628/2008-47/118 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован принадлежностью спорных земельных участков к федеральной собственности, а также отсутствием у заявителя оснований для приобретения земельных участков в собственность по ст. 36 ЗК РФ ввиду отсутствия доказательств наличия зарегистрированного права собственности заявителя на многолетние насаждения.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил обжалуемое решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель указывает, что является собственником имущественного комплекса, состоящего из виноградников, расположенных на земельных участках площадью 250065 кв. м с кадастровым номером 23:37:07 11 001:1855 и площадью 96000 кв. м с кадастровым номером 23:37:07 11 001:1850, расположенных по адресу: г. Анапа, пос. Цибанобалка. Заявитель полагает неисследованным вопрос о том, относятся ли указанные земельные участки к землям курортов и являются ли они рекреационными зонами в границах округов санитарной охраны городов-курортов. Также заявитель указывает, что государственная регистрация виноградников (многолетних насаждений) не требуется, право собственности заявителя на виноградники подтверждается договорами купли-продажи, выпиской из баланса, выпиской из основных средств и актами приема-передачи.
В возражениях на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывает на отсутствие оснований для приобретения заявителем земельных участков в собственность в порядке ст. 36 ЗК РФ.
Другие лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Распоряжением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений от 25.01.2010 г. произведена замена судьи Тимченко О.Х. на судью Ильину М.В. в составе суда в связи с нахождением судьи Тимченко О.Х. в отпуске. Рассмотрение жалобы начато сначала в порядке ч. 2 ст. 18 АПК РФ.
Апелляционная жалоба слушалась с перерывом в порядке ст. 163 АПК РФ с 26.01.2010 г. по 02.02.2010 г. В судебное заседание не явились заинтересованные и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства. Суд рассматривал апелляционную жалобу в порядке ч. 3, 5 ст. 156 АПК РФ в отсутствие указанных лиц.
Заявитель в судебном заседании настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 11.09.2006 г. между ОАО "Джемете" (продавец) и Фоменко Сергеем Евгеньевичем (покупатель) заключен договор купли-продажи N 33 многолетних насаждений - виноградников и шпалеры, согласно приложению N 1 к договору, расположенных по адресу: г. Анапа, пос. Цибанобалка, бригада 12, отделение 2.
Указанное имущество передано продавцу по акту приема-передачи от 18.06.2006 г.
05.03.2007 г. Фоменко С.Е. по акту приема-передачи N 8 передал данное имущество кооперативу в качестве дополнительного паевого взноса.
07.06.2007 г. между ОАО "Джемете" (продавец) и кооперативом (покупатель) заключен договор купли-продажи N 77 многолетних насаждений - виноградников сорта "Молдова" в количестве 7600 кустов, расположенных на земельных участках площадью 9,6 га по адресу: г. Анапа, пос. Цибанобалка, участок 1, секция 17, конкуры 677, 678, 1047.
Указанное имущество передано продавцу по акту приема-передачи N 1 от 09.06.2007 г.
13.02.2009 г. заявитель обратился в Администрацию муниципального образования города-курорта Анапа с ходатайством о предоставлении в собственность двух земельных участков площадью 250065 кв. м с кадастровым номером 23:37:07 11 001:1855 и площадью 96000 кв. м с кадастровым номером 23:37:07 11 001:1850, расположенных соответственно по адресам: г. Анапа, с. Цибанобалка, бригада N 2, отделение N 2 и г. Анапа, с/о Приморский, с. Цибанобалка, участок 1, секция 17, контуры 677, 678, 1047.
Управление имущественных отношений администрации МО г. Анапа письмами от 29.02.2009 г. N 694 и N 695 сообщило, что предоставление земельных участков в порядке ст. 36 ЗК РФ возможно после предоставления заявителем документов согласно Приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 г. N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", в том числе:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такие здания, строения, сооружения;
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок.
5) кадастровый паспорт земельного участка;
6) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Кроме того, Управление имущественных отношений администрации МО г. Анапа указало на необходимость предоставления заключения о вхождении (невхождении) испрашиваемых земельных участков в границы округа санитарной охраны курорта Анапа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Заявитель жалобы необоснованно полагает себя субъектом права постоянного (бессрочного) пользования спорными участками, перешедшим, по мнению заявителя, в порядке статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации от продавца виноградников - ОАО "Джемете".
В силу пункта 1 приведенной нормы права при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Таким образом, принадлежность многолетних насаждений, в том числе до изменения законодательства о статусе последних в качестве объектов недвижимого имущества (Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ), не охватывалась гипотезой пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, аналогичная норма содержалась в статье 271 Гражданского кодекса Российской Федерации в пункте 2, указывающем на переход права в отношении любого объекта недвижимости.
Однако и указанная норма не позволяет считать заявителя обладателем вышеуказанного вещно-правового титула, поскольку на момент приобретения виноградников по первому договору в сентябре 2006 года виноградники как многолетние насаждения еще не утратили статуса недвижимого имущества, в связи с чем переход права собственности на них подлежал государственной регистрации. Однако до момента изменения законодательства, заявитель не успел зарегистрировать переход права, в связи с чем не мог считаться собственником объекта недвижимости в целях применения пункта 2 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации. При заключении же второго договора купли-продажи в 2007 году виноградники уже не имели статуса объекта недвижимости и также не позволяли применить статью 271 Кодекса.
При этом апелляционный суд отмечает, что приведенные обстоятельства не имеют существенного значения для разрешения настоящего спора, ввиду законодательного запрета на приватизацию спорных участков как относимых к особо охраняемым природным территориям.
В материалы дела представлены противоречивые сведения относительно нахождения спорных земельных участков в санитарных зонах охраны курорта.
В частности, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю письмами от 23.10.2008 г. N 09/5623 и N 09/5624 известило об отсутствии согласно сведениям государственного кадастра недвижимости информации о нахождении данных земельных участков в границах округов санитарной охраны г.-к. Анапа.
Письмом от 10.11.2009 г. N 5129 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю в лице Территориального управления по г.-к. Анапа сообщило о нахождении указанных земельных участках в границах второй зоны округа санитарной защиты курортов.
Письмом от 01.02.2010 г. N 289 Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю в лице Территориального управления по г.-к. Анапа сообщило о том, что согласно сведениям автоматизированной информационной системы государственного кадастра спорные земельные участки, расположены в границах г.-к. Анапа и к землям первого, второго и третьего округа санитарной охраны г. Анапа не отнесены.
Вместе с тем суд правомерно указал на федеральную принадлежность спорных земельных участков.
В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Следовательно, одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретной форме (уровню) собственности в случае, предусмотренном федеральным законом.
Законом, предусматривающим отнесение земельных участков к конкретной форме собственности, является, в частности, Федеральный закон Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее Закон об особо охраняемых природных территориях). Согласно п. 6 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
К категории особо охраняемых природных территорий относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты - п. 1 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях. Согласно п. 7 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Согласно п. 4 ст. 31 Закона об особо охраняемых природных территориях отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 1994 г. N 1954 "О федеральном курортном регионе Анапа" району курорта Анапа в границах
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2010 n 15АП-12703/2009 по делу n А32-22796/2009 По делу о взыскании суммы неосновательного обогащения в виде предварительного платежа по договору купли-продажи и процентов за пользование чужими денежными средствами.Суд первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края  »
Читайте также