Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2011 по делу n А77-832/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                                                           Дело №А77-832/2010

24 января 2011 года                         Апелляционное производство № 16АП-3236/2010 (1)

                                              

Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 24 января 2011 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Белова Д.А.,

судей: Афанасьевой Л.В., Марченко О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 28.10.10 по делу № А77-832/2010

по заявлению Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Чеченской Республике, Парламенту Чеченской Республики о признании ненормативного правового акта недействительным, (судья Хаджиев Т.А.),  

при участии в судебном заседании представителей:

от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике: не явились, извещены 24.12.2010 (уведомление 543664),

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Чеченской Республике: не явились, извещены 24.12.2010 (уведомление 543695),

от Парламента Чеченской Республики: не явились, извещены 27.12.2010 (уведомление 543671),

 

УСТАНОВИЛ:

государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике (далее – фонд социального страхования, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чеченской Республике (далее – налоговый орган, инспекция), Парламенту Чеченской Республики (далее – Парламент) о признании незаконными действий по внесению записи от 21.01.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица - Аппарата Народного Собрания Парламента Чеченской Республики (далее - Аппарат Парламента) и аннулировании указанной записи.

Заявленные требования мотивированы тем, что восстановление положения, существовавшего до внесения в Единый государственный реестр юридических лиц спорной записи необходимо для проведения ликвидационной комиссией Парламента Чеченской Республики расчетов капитализированных платежей и включения их в сумму, предъявляемую в Министерство финансов Чеченской Республики для расчетов с кредиторами аппаратов палат Парламента Чеченской первого созыва.

Решением суда от 28.10.10 в удовлетворении заявленных требований фонду социального страхования отказано.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что избранный заявителем способ не повлечет реальную защиту права, поскольку возможность восстановления правоспособности юридического лица путем признания незаконным решения регистрирующего органа о регистрации сведения о ликвидации юридического лица не предусмотрена Законом о регистрации.

Не согласившись с таким решением суда, фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Заявитель указывает, что судебные заседания проведены судом первой инстанции в отсутствие представителя Парламента Чеченской Республики. Кроме того, заинтересованными лицами, в нарушение статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в адрес фонда социального страхования не направлены отзывы на заявление. По мнению апеллянта, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, что согласно части 2 и 3 статьи 270 Кодекса является основанием для отмены судебного акта.

Отзывы не поступали.

Фонд социального страхования, налоговый орган и Аппарат Парламента Чеченской Республики, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, фонд социального страхования ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя общества, в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил следующее.

Из материалов дела следует, что 21.01.2010 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России №1 по Чеченской Республике внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации в связи с ликвидацией Аппарата Парламента Чеченской Республики.

Заявитель, не согласившись с решением налогового органа от 21.01.2010, обратился в суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 78 Закона Чеченской Республики от 23.03.2003 «Конституция Чеченской Республики», парламент является постоянно действующим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чеченской Республики и состоит из двух палат - Совета Республики и Народного Собрания. В связи с принятием 02.12.2007 на референдуме поправок в конституцию республики парламент является однопалатным. На совместном заседании палат 27.06.2008 принято постановление о досрочном прекращении полномочий парламента в связи с принятием депутатами палат решения о самороспуске. Руководителям аппаратов палат парламента рекомендовано произвести в установленном порядке сокращение должностей государственной службы и технического персонала.

В пункте 3 постановления Парламента Чеченской Республики от 31.10.2008 №5-2П «О создании аппарата Парламента Чеченской Республики второго созыва и о ликвидации аппаратов палат Парламента Чеченской Республики первого созыва» указано о ликвидации аппаратов Совета Республики и Народного Собрания Парламента Чеченской Республики. Руководителям аппаратов палат надлежало уволить работников в связи с ликвидацией аппаратов. Для исполнения указанного постановления создана ликвидационная комиссия.

Фондом было предложено ликвидационной комиссии рассчитать размер капитализируемых платежей, согласовать их с фондом и перечислить на расчетный счет фонда в связи с ликвидацией юридических лиц. Парламент расчет капитализированных платежей не произвел, от согласования расчета уклонился.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 № 125        «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон об обязательном страховании) при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением от 17.11.2000 № 863 Правительство Российской Федерации установило и утвердило Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц – страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который регулирует вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации ликвидируемыми юридическими лицами страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставление обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованным лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев.

Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что страховщик в 2-недельный срок от даты получения уведомления о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализируемых платежей список лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию.

Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, ликвидация Аппарата Парламента Чеченской Республики завершена, а юридическое лицо прекратило существование.

Суд первой инстанции указывает что, заявитель, зная о рассмотрении дела         №А77-297/2009, имел возможность обратиться в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер по запрету регистрирующему органу внесения записи о ликвидации юридического лица до рассмотрения дела №A77-297/2009 Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа, что им сделано не было. При этом заявитель подтвердил, что не уведомил Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России №1 по Чеченской Республике об обжаловании Парламентом судебного акта в кассационном порядке и необходимости приостановления внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации Аппарата Парламента Чеченской Республики до рассмотрения дела кассационной инстанцией.

Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что регистрирующим органом при государственной регистрации ликвидации юридического лица должен соблюдаться порядок, предусмотренный статьями 21 - 23 Федерального закона от 08.08.2001            № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), и надлежало проверить, имелись ли у регистрирующего органа правовые основания для государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом № 129-ФЗ.

Согласно статье 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии со статьей 22 названного Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

При этом регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, а также на него не возложена обязанность по проверке достоверности представленных на регистрацию документов.

Однако из материалов дела не усматривается, что в регистрационный орган представлялось соответствующее действительности заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.

Так, в частности, инициатору данного заявления при должной осмотрительности следовало указать, что расчеты с кредиторами не завершены в силу наличия судебного акта - постановления апелляционного суда от 26.10.2009, которым решение от 14.07.2009 отменено, требования фонда удовлетворены частично. Суд обязал парламент произвести расчет капитализированных платежей Магомедовой Р.Т. и Бердукаевой А.Р. и включить их в сумму, предъявляемую в министерство для расчетов с кредиторами аппаратов палат парламента первого созыва.

Следует отметить, что данный судебный акт вступил в законную силу 26.10.2009, и соответственно, представленные в регистрирующий орган заявление и ликвидационный баланс, не учитывающие существо данного судебного акта, являлись недостоверными, то есть не соответствующими положениям статей 21 - 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Безусловно, в компетенцию регистрирующего органа не входит обязанность требовать представления других документов, а также на него не возложена обязанность по проверке достоверности представленных на регистрацию документов, при этом акт о государственной регистрации, составленный на недостоверных документах, то есть несоответствующих положениям статей 21 - 23 Федерального закона от 08.08.2001       № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» может быть оспорен заинтересованными лицами.

Правильны выводы суда первой инстанции, что согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2004 № 506, служба является уполномоченным федеральным

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2011 по делу n А63-10025/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также