Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2011 по делу n А77-832/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а
Шестнадцатый арбитражный апелляционный
суд
Именем Российской Федерации ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки Дело №А77-832/2010 24 января 2011 года Апелляционное производство № 16АП-3236/2010 (1)
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 24 января 2011 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белова Д.А., судей: Афанасьевой Л.В., Марченко О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зубаловым К.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 28.10.10 по делу № А77-832/2010 по заявлению Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Чеченской Республике, Парламенту Чеченской Республики о признании ненормативного правового акта недействительным, (судья Хаджиев Т.А.), при участии в судебном заседании представителей: от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике: не явились, извещены 24.12.2010 (уведомление 543664), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Чеченской Республике: не явились, извещены 24.12.2010 (уведомление 543695), от Парламента Чеченской Республики: не явились, извещены 27.12.2010 (уведомление 543671),
УСТАНОВИЛ: государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чеченской Республике (далее – фонд социального страхования, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чеченской Республике (далее – налоговый орган, инспекция), Парламенту Чеченской Республики (далее – Парламент) о признании незаконными действий по внесению записи от 21.01.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица - Аппарата Народного Собрания Парламента Чеченской Республики (далее - Аппарат Парламента) и аннулировании указанной записи. Заявленные требования мотивированы тем, что восстановление положения, существовавшего до внесения в Единый государственный реестр юридических лиц спорной записи необходимо для проведения ликвидационной комиссией Парламента Чеченской Республики расчетов капитализированных платежей и включения их в сумму, предъявляемую в Министерство финансов Чеченской Республики для расчетов с кредиторами аппаратов палат Парламента Чеченской первого созыва. Решением суда от 28.10.10 в удовлетворении заявленных требований фонду социального страхования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что избранный заявителем способ не повлечет реальную защиту права, поскольку возможность восстановления правоспособности юридического лица путем признания незаконным решения регистрирующего органа о регистрации сведения о ликвидации юридического лица не предусмотрена Законом о регистрации. Не согласившись с таким решением суда, фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Заявитель указывает, что судебные заседания проведены судом первой инстанции в отсутствие представителя Парламента Чеченской Республики. Кроме того, заинтересованными лицами, в нарушение статьи 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в адрес фонда социального страхования не направлены отзывы на заявление. По мнению апеллянта, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, что согласно части 2 и 3 статьи 270 Кодекса является основанием для отмены судебного акта. Отзывы не поступали. Фонд социального страхования, налоговый орган и Аппарат Парламента Чеченской Республики, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, фонд социального страхования ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя общества, в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил следующее. Из материалов дела следует, что 21.01.2010 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России №1 по Чеченской Республике внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации в связи с ликвидацией Аппарата Парламента Чеченской Республики. Заявитель, не согласившись с решением налогового органа от 21.01.2010, обратился в суд с настоящим заявлением. В соответствии со статьей 78 Закона Чеченской Республики от 23.03.2003 «Конституция Чеченской Республики», парламент является постоянно действующим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чеченской Республики и состоит из двух палат - Совета Республики и Народного Собрания. В связи с принятием 02.12.2007 на референдуме поправок в конституцию республики парламент является однопалатным. На совместном заседании палат 27.06.2008 принято постановление о досрочном прекращении полномочий парламента в связи с принятием депутатами палат решения о самороспуске. Руководителям аппаратов палат парламента рекомендовано произвести в установленном порядке сокращение должностей государственной службы и технического персонала. В пункте 3 постановления Парламента Чеченской Республики от 31.10.2008 №5-2П «О создании аппарата Парламента Чеченской Республики второго созыва и о ликвидации аппаратов палат Парламента Чеченской Республики первого созыва» указано о ликвидации аппаратов Совета Республики и Народного Собрания Парламента Чеченской Республики. Руководителям аппаратов палат надлежало уволить работников в связи с ликвидацией аппаратов. Для исполнения указанного постановления создана ликвидационная комиссия. Фондом было предложено ликвидационной комиссии рассчитать размер капитализируемых платежей, согласовать их с фондом и перечислить на расчетный счет фонда в связи с ликвидацией юридических лиц. Парламент расчет капитализированных платежей не произвел, от согласования расчета уклонился. В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон об обязательном страховании) при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением от 17.11.2000 № 863 Правительство Российской Федерации установило и утвердило Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц – страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который регулирует вопросы внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации ликвидируемыми юридическими лицами страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний капитализированных платежей, предназначенных для удовлетворения требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, и предоставление обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованным лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованных в результате наступления страховых случаев. Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что страховщик в 2-недельный срок от даты получения уведомления о ликвидации (признании банкротом) страхователя направляет ликвидационной комиссии (конкурсному управляющему) для расчета размера капитализируемых платежей список лиц, получавших обеспечение по страхованию, с указанием размера выплат по каждому виду обеспечения по страхованию. Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, ликвидация Аппарата Парламента Чеченской Республики завершена, а юридическое лицо прекратило существование. Суд первой инстанции указывает что, заявитель, зная о рассмотрении дела №А77-297/2009, имел возможность обратиться в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер по запрету регистрирующему органу внесения записи о ликвидации юридического лица до рассмотрения дела №A77-297/2009 Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа, что им сделано не было. При этом заявитель подтвердил, что не уведомил Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы России №1 по Чеченской Республике об обжаловании Парламентом судебного акта в кассационном порядке и необходимости приостановления внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации Аппарата Парламента Чеченской Республики до рассмотрения дела кассационной инстанцией. Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что регистрирующим органом при государственной регистрации ликвидации юридического лица должен соблюдаться порядок, предусмотренный статьями 21 - 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), и надлежало проверить, имелись ли у регистрирующего органа правовые основания для государственной регистрации ликвидации юридического лица. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом № 129-ФЗ. Согласно статье 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины. В соответствии со статьей 22 названного Закона государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица. В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. При этом регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, а также на него не возложена обязанность по проверке достоверности представленных на регистрацию документов. Однако из материалов дела не усматривается, что в регистрационный орган представлялось соответствующее действительности заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены. Так, в частности, инициатору данного заявления при должной осмотрительности следовало указать, что расчеты с кредиторами не завершены в силу наличия судебного акта - постановления апелляционного суда от 26.10.2009, которым решение от 14.07.2009 отменено, требования фонда удовлетворены частично. Суд обязал парламент произвести расчет капитализированных платежей Магомедовой Р.Т. и Бердукаевой А.Р. и включить их в сумму, предъявляемую в министерство для расчетов с кредиторами аппаратов палат парламента первого созыва. Следует отметить, что данный судебный акт вступил в законную силу 26.10.2009, и соответственно, представленные в регистрирующий орган заявление и ликвидационный баланс, не учитывающие существо данного судебного акта, являлись недостоверными, то есть не соответствующими положениям статей 21 - 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Безусловно, в компетенцию регистрирующего органа не входит обязанность требовать представления других документов, а также на него не возложена обязанность по проверке достоверности представленных на регистрацию документов, при этом акт о государственной регистрации, составленный на недостоверных документах, то есть несоответствующих положениям статей 21 - 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» может быть оспорен заинтересованными лицами. Правильны выводы суда первой инстанции, что согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2004 № 506, служба является уполномоченным федеральным Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2011 по делу n А63-10025/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|