Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по делу n А61-1415/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ессентуки

27 октября 2011 года                                                                                    Дело №А61-1415/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2011 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белова Д.А.,

судей: Афанасьевой Л.В., Мельникова И.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания     Зубаловым К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ИФНС России по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1510012911, ОГРН 1041500754580) на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.08.2011 по делу № А61-1415/2011

по заявлению ОАО «Связьтранснефть» (ИНН 7723011906, ОГРН 1027739420961)

к ИФНС России по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1510012911, ОГРН 1041500754580)

о взыскании процентов на сумму излишне взысканного налога (судья Джиоев З.П.),

в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,

УС Т А Н О В И Л:

открытое акционерное общество (далее - ОАО «Связьтранснефть») обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о взыскании процентов на сумму излишне взысканного налога в размере 27181 руб. 34 коп., а также уплаченной при подаче заявления суммы госпошлины в размере 2000 руб.

Заявитель указал на нарушение статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), которой предусмотрено право налогоплательщика получить возврат суммы излишне взысканного налога, пени, штрафа с начисленными процентами.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.08.2011 заявление ОАО «Связьтранснефть» было удовлетворено.

Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС России по Моздокскому району Республики Северная Осетия-Алания (далее – инспекция) подала в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований ОАО «Связьтранснефть».

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. ОАО «Связьтранснефть» представило в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, а также направило в суд ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии их представителя. Инспекция направила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии их представителя, в связи с невозможностью обеспечить его явку.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями #M12293 0 901821334 1265885411 7716944 1376109634 567009903 100790 3764586642 2285564532 2104396949ст. ст. 268 – 272#S#M12293 1 901821334 1265885411 7716946 2728605473 567009903 100790 4294967294 3764582560 40394781 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации#S, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, решением №6 от 26.06.2008 ОАО «Связьтранснефть» привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым с ОАО «Связьтранснефть» были взысканы налоги, пени и штрафы на сумму 60286071 руб. 35 коп., направлены требования об уплате налогов, пеней и штрафов, а также выставлены инкассовые поручения.

Налоговая проверка проводилась в отношении ОАО «Связьтранснефть» как крупнейшего налогоплательщика и распространялась на действия ОАО «Связьтранснефть» в целом, включая деятельность региональных филиалов.

ОАО «Связьтранснефть» действует в Российской Федерации в лице своих филиалов, в Республике Северная Осетия-Алания ОАО «Связьтранснефть» представлено филиалом ОАО «Связьтранснефть» ПТУС, с узлами связи расположенными в районах субъекта и органами управления филиалом в г. Новороссийске.

По требованию №1 от 11.01.2009, выставленного на основании решения №6 от 26.06.2008 ОАО «Связьтранснефть» были уплачены налоги, пени и штрафы на сумму 292766 руб. 54 коп., дата списания средств со счета 28.01.2009.

Согласно представленному в материалы дела решению от 03.04.2009 Арбитражного суда г. Москвы, решение Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №7 от 26.06.2008 №6 признано недействительным.

Указанное решение было обжаловано в Федеральный Арбитражный суд г. Москвы, постановлением кассационной инстанции от 25.09.2009 №КА-А40/9821-09 оставлено без изменения, следовательно вступило в законную силу.

В соответствии с п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.

В соответствии со ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В случае если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п. 5 статьи, процентов на эту сумму.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела ОАО «Связьтранснефть» 03.11.2009 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне взысканных налогов, пеней и штрафов на сумму 292425 руб. 22 коп. в порядке п. 3 ст. 79 НК РФ и начислением на нее процентов, в соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ.

Платежными поручениями от 24.12.2009 №60693015, №60694299, №60689574 сумма излишне взысканных налогов, пеней и штрафов в сумме 292425 руб. 22 коп. возвращена ОАО «Связьтранснефть» на основании решений инспекции №12371, №12372, №12369 от 08.12.2009.

Суд первой инстанции верно пришел к выводу о несостоятельности довода инспекции о том, что требование №1 от 11.01.2009 инспекцией в адрес ОАО «Связьтранснефть» не направлялось, вследствие чего возврат начисленных процентов в сумме 27181 руб. 34 коп. не правомерен, однако требование №1 от 11.01.2009 было направлено Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы РФ №7 по крупнейшим налогоплательщикам.

В соответствии со ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Учитывая приведенные положения ст. 79 НК РФ и то, что на момент вступления решения Арбитражного суда г. Москвы от 03.04.2008 в законную силу налоговому органу от заявителя поступило заявление о возврате излишне уплаченного налога, а также процентов на сумму излишне взысканного налога, пени, штрафов, налоговый орган был обязан возвратить налогоплательщику помимо суммы налога, начисленные на нее проценты.

ОАО «Связьтранснефть» был представлен в суд первой инстанции расчет процентов, согласно которому период просрочки определен с 29.01.2009 по 24.12.2009, сумма процентов составила: 17463руб. 23 коп., 5735 руб. 51 коп., 3982 руб. 60 коп. Итого: 27181 руб. 34 коп.

Расчет процентов налоговым органом не оспорен.

          Учитывая требования ст. 79 НК РФ, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по 5 день фактического возврата. Таким образом, проценты подлежат начислению за период с 29.01.2009 по 23.12.2009 (день, предшествующий фактическому возврату денежных средств). Сумма процентов, подлежащая возврату налогоплательщику составила 27181 руб. 34 коп.

Довод инспекции о том, что требование № 1 от 11.01.2009 года, по которому ОАО «Связьтранснефть» производило доначисление и уплату налога на прибыль и санкций не выставлялось инспекцией по делу апелляционной инстанцией отклоняется, так как указанное обстоятельство не может находиться в причинной связи с неисполнением инспекцией императивного требования п. 5 ст.79 НК РФ при возврате излишне взысканного налога.

Проверка ОАО «Связьтранснефть» проводилась в целом (в составе региональных филиалов и структур) в том числе и силами налоговых органов на местах. Налоговые органы в силу ст. 30 НК РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и действуют в пределах своей компетенции (п.3).

Требование № 1 от 11.01.2009 г. относилось к ОАО «Связьтранснефть» в целом и выставлялось Межрегиональной налоговой инспекцией № 7 по учету крупнейших налогоплательщиков. Названное требование содержало в себе общие суммы, подлежащие уплате ОАО «Связьтранснефть», в том числе, в лице своих филиалов (структур) в бюджеты различного уровня. Налоговый орган письмом исх. № 58-16-07/1491 от 27.01.2009 г. произвел разбивку сумм налогов и санкции, содержащихся в требовании №1, с указанием структурного подразделения по которому необходимо произвести уплату и суммы налога, санкций.

Оплата производилась в Управление Федерального Казначейства Республики Северная Осетия-Алания, что подтверждается платежными поручениями. Администрирование поступивших по требованию платежей производилось инспекцией, следовательно, правовая природа поступивших денежных средств (взыскание) была известна инспекции, что подтверждается, в том числе и назначением платежа, указанным в платежных поручениях инспекции. Решение о возврате ранее взысканных сумм принимала инспекция, причем решения о возврате принимались по заявлению ОАО «Связьтранснефть», содержащем ссылки на ст.79 НК РФ с приложением судебных актов в отношении налоговой проверки ОАО «Связьтранснефть». На стадии принятия решения налоговый орган проводил правовой анализ оснований возврата и сумм, подлежащих возврату.

Таким образом, принимая решение о возврате, инспекция должна была применить положения ст. 79 НК РФ. Требования ОАО «Связьтранснефть» предъявлены к административно-публичному образованию принявшему решение о возврате. То обстоятельство что требование об уплате налогов, в последующем возвращенных инспекцией без учета процентов, выставлялось не инспекцией, не является надлежащим и достаточным основанием возврата инспекцией излишне взысканных сумм налогов и санкций без процентов по п.5. ст. 79 НК РФ.

Доводы инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.08.2011 по делу № А61-1415/2011.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 08.08.2011 по делу № А61-1415/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                               Д.А. Белов

Судьи                                                                                                             Л.В. Афанасьева

И.М. Мельников  

 

 

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2011 по делу n А25-961/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также