Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 по делу n А25-325/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ессентуки                                                                                      Дело № А25-325/2011

10 ноября 2011 года                                                                   

03 ноября  2011   года объявлена резолютивная часть постановления.

10 ноября 2011  года постановление изготовлено в полном объеме. 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи: Фриева А.Л.,

судей: Джамбулатова С.И., Марченко О.В.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Тохунц О.Г.,

рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2011 по делу № А25-325/2011 по  заявлению Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Карачаево-Черкесской Республике  (ОГРН 1020900513260, ИНН 0901045374; Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск, пр-кт Ленина, 38) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике               (ИНН 0917014364, ОГРН  1090917001120, Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск, ул. Кавказская, 19), с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900967414, ИНН 0914000719, Карачаево-Черкесская Республика, г.Черкесск, ул. Красноармейская, 52), о признании незаконным бездействия и обязании осуществить действия по государственной регистрации реконструированного административного здания (судья Гришин С.В.),

при участии в судебном задании:

от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике  - Шидаковой Р.А. по доверенности  № 1 от 11.01.2011;

от Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата»  по Карачаево-Черкесской Республике – Хапаевой Х.А. по доверенности от 01.10.2011;

от Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике  - не явились, извещено надлежащим образом,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Карачаево-Черкесской Республике (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление) о признании незаконным бездействия и обязании осуществить действия по государственной регистрации реконструированного административного здания, расположенного по адресу: КЧР, г. Черкесск, пр. Ленина, 38.

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 11.08.2011 заявление учреждения удовлетворено. Суд  признал незаконным бездействие управления  и обязал  управление осуществить необходимые  действия для государственной регистрации реконструированного административного здания, расположенного по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, 38 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике.

Не согласившись с данным решением суда,  управление подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, а также имеет место несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, в связи с чем указанное решение не может считаться законным и обоснованным.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Карачаево-Черкесской Республике  поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата»  по Карачаево-Черкесской Республике возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представители  других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но  о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ №12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.

Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле,    Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по следующим основаниям. 

Как видно из материалов дела, распоряжением управления от 20.06.2006 № 52 «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением «Земельная кадастровая палата по КЧР» учреждению закреплено на праве оперативного управления федеральное недвижимое имущество - часть здания - лабораторный корпус, общей площадью 920,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Черкесск, пр. Ленина, 38.

23.06.2006 учреждением зарегистрировано в регистрационной службе право оперативного управления на часть здания - лабораторный корпус, площадью 920,4 кв.м., расположенный по адресу: г. Черкесск, пр. Ленина, 38 (свид. о регистрации - л.д. 39).

В соответствии с Федеральной целевой программой «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и  государственного учета объектов недвижимости» в 2008 году за счет федеральной бюджета была произведена реконструкция (надстройка четвертого этажа) административного здания, расположенного по адресу: г. Черкесск, пр. Ленина, 38

27.04.2007 между учреждением, управлением и УФАС по КЧР был заключен трехсторонний договор безвозмездного пользования объектом федерального недвижимого имущества № 34, согласно которому УФАС по КЧР переданы в безвозмездное пользование нежилые помещения, общей площадью 300 кв.м, расположенные на первом этаже административного здания.

Согласно распоряжению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 18.09.2007 № 87 «О закреплении федерального недвижимого имущества на праве оперативного управления за Управлением Федеральной антимонопольной службы по КЧР» недвижимое имущество, а именно неиспользуемые нежилые помещения первого этажа, общей площадью 223,4 кв.м. изъято из оперативного управления учреждения и закреплено на праве оперативного управления за Управлением Федеральной антимонопольной службы по КЧР.

24.07.2009 учреждение обратилось с заявлением № 354 в Территориальное управление о предоставлении представителя для регистрации права оперативного управления на данное административное здание после его реконструкции.

Территориальное управление в ответе от 29.07.2009 № 353 на обращение указало о необходимости осуществления государственной регистрации прекращения и возникновения права в Росреестре и обязало представить до 03.08.2009 сведения об исполнении распоряжения от 18.09.2007 № 87. 

Учреждение неоднократно обращалось с аналогичной просьбой в управление, что подтверждается письмами от 22.09.2009 № 468, от 17.03.2010 № 149, от 09.06.2010 № 380, от 18.11.2010 № 895.

Управление, отказав учреждению в регистрации права оперативного управления, обжаловало бездействие учреждения, выразившееся в неисполнении распоряжения от 18.09.2007 № 87, а также обязании исполнить указанное распоряжение, в арбитражный суд. Учреждение обратилось со встречным заявлением о признании недействительным распоряжения от 18.09.2007 № 87. Решением Арбитражного суда КЧР от 18.02.2009 по делу №А25-1216/2009 в удовлетворении первоначального и встречного заявлений отказано. Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010. решение отменено, в удовлетворении первоначального и встречного заявлений отказано. Указанное постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2010 по делу №А25-1216/2009 оставлено без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа 12.05.2010. Судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии нарушения действующего законодательства, оспариваемые действия (бездействия) земельной палатой не совершались.

Учреждение также обращалось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным изъятия помещений первого этажа административного здания площадью 223,4 кв.м., признании недействительным распоряжения от 18.09.2007 № 87 и обязании возвратить помещения первого этажа в оперативное управление учреждения. Решением Арбитражного суда КЧР от 08.10.2010 по делу №А25-738/2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.01.2011 требования удовлетворены частично. Суды признали недействительной (ничтожной) сделку по изъятию имущества из оперативного управления учреждения, оформленную распоряжением от 18.09.2007 № 87. В остальной части в удовлетворении иска отказано. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 31.05.2011 решение суда первой инстанции от 08.10.2010 и постановление-апелляционной инстанции от 19.01.2011 отменено в части удовлетворения заявленных требований, в удовлетворении требования о признании недействительной сделки, оформленной распоряжением от 18.09.2007 № 87 отказано. Судом кассационной инстанции сделан вывод, что право оперативного управления у учреждения на имущество - помещения первого этажа  не возникло, поскольку не было ему передано в установленном законом порядке.

27.01.2011 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике отказало в государственной регистрации права оперативного управления, т.к. не представлено доказательство регистрации права собственности РФ на ранее реконструированный объект недвижимого имущества (сообщение об отказе № 01/093/2010-965).

Учреждение, посчитав отказ управления в регистрации реконструированного административного здания незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона 21 июля 1997 года № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.

Пунктами 24, 25 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденные Приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 № 113, установлено, что:

- в случае, если в результате реконструкции объекта недвижимого имущества внешние границы объекта недвижимого имущества, назначение объекта, объем выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства не меняются, в раздел ЕГРП, открытый на соответствующий объект недвижимого имущества, в соответствии с пунктом 67 Правил ведения ЕГРП вносятся изменения;

- в остальных случаях реконструкции объекта недвижимого имущества для государственной регистрации прав на реконструированный объект недвижимого имущества рекомендуется открывать новый раздел ЕГРП, при этом раздел ЕГРП связанный с ранее существовавшим объектом недвижимого имущества, закрывается соответствии с пунктом 36 Правил ведения ЕГРП.

В связи с проведенной реконструкцией здания возникла необходимость в регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления.

Согласно п. 5.40 Положения о федеральном агентстве по управлении государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432 Росимущество выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации, и сделок с ним.

Таким образом, обязанность по осуществлению необходимых действий по регистрации четвертого этажа здания лежит на управлении.

В связи с тем, что управлением  в течение длительного времени не осуществляется никаких действий по регистрации права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на реконструированный объект недвижимости, а регистрация права собственности Российской Федерации и права оперативного управления невозможна только с участием учреждения, бездействие управления правильно  признано судом первой инстанции незаконным, в связи с чем  требований учреждения об обязать осуществить необходимые действия по регистрации реконструированного административного здания являются обоснованными.

Ссылка управления о необходимости исполнения учреждением распоряжения от 18.09.2007 № 87 до момента соответствующей регистрации

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011 по делу n А25-1209/10. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также