Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 по делу n А20-1818/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки 29 ноября 2011 года Дело № А20-1818/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2011 года. Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2011 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мельникова И.М., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.10.2011 по делу №А20-1818/2011 (судья Добагова Л.К.) по заявлению муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.п. Терек» (Кабардино-Балкарская Республика, г. Терек, ул. Панагова, 114, ОГРН 1020700589140) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Кабардино-Балкарской Республике (г. Нарткала, ул. Ленина, 62), в отсутствие в судебном заседании представителей: муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.п. Терек»: извещено 18.11.2011 (уведомление 5333678) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Кабардино-Балкарской Республике: извещена 17.11.2011 (уведомление 533685), У С Т А Н О В И Л: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г.п. Терек» Терского муниципального района Кабардино- Балкарской Республики (далее - учреждение, школа) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Кабардино - Балкарской Республике - Территориальный участок 0705 по Терскому району, г. Терек (далее - инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в выдаче учреждению справки №50477 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.04.2011 со сведениями об имеющейся задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена, а именно: задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, недоимки в сумме 413 669 рублей 90 копеек, пени в сумме 289 927 рублей 06 копеек; задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, пени в сумме 23 583 рубля 55 копеек; задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальный фонд обязательного медицинского страхования пени в сумме 14 140 рублей 79 копеек.; задолженность по земельному налогу, недоимка в сумме 76 958 рублей, пени в сумме 19 300 рублей 48 копеек; задолженность по страховым взносам пеням, штрафам, недоимка 74 860 рублей 56 копеек, пеня в сумме 373 764 рублей 18 копеек; задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам, недоимка 977 рублей, пеня в сумме 1 447 рублей 24 копеек; налог на доходы физических лиц, пеня в сумме 644 рублей 01 копейки; задолженность по страховым взносам на обязательное страхование, пеня в сумме 234 244 рублей 20 копеек; задолженность по страховым взносам пеням, штрафам, недоимка 2 860 рублей 72 копейки, пеня в сумме 13 820 рублей 07 копеек; задолженность предыдущих лет по уплате страховых взносов недоимка в сумме 96 507 рублей, пеня 36 078 рублей 68 копеек; налог на имущество организаций, пеня в сумме 430 рублей 54 копеек; задолженность предыдущих лет по уплате страховых взносов недоимка в сумме 16 416 рублей 68 копеек, пеня 49 506 рублей. А также об обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения путем выдачи справки, не содержащей сведения о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена. Решением суда от 10.10.2011 требования учреждения удовлетворены в полном объеме. Суд пришел к выводу о том, что налоговая инспекция неправомерно включила в справку данные о наличии у организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, штрафов и пени. Инспекция, не согласившись с принятым судебным актом в части, обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой. В жалобе инспекция указала на то, что действие статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяется на страховые взносы, поскольку, как установил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 05.02.2004 № 28-О, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налоговыми платежами. Кроме того, судом не принято во внимание, что до 01.01.2010 согласно статье 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, взыскание же недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов. В этой связи инспекция просила суд отменить решение от 10.10.2011 в части обязания её выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам со сведениями об имеющейся задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена в части страховых взносов на обязательное страхование, а именно: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (страховая часть) в размере 234 244 рубля 20 копеек. Отзыв на апелляционную жалобу не представлен. Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей школы и налогового органа. В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений, таких возражений не поступило. Правильность решения Арбитражного суда Кабардино- Балкарской Республики от 10.10.2011 проверена в апелляционном порядке в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения в силу следующего. Как усматривается из материалов дела, инспекция на основании заявления учреждения выдала справку № 50477 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 01.04.2011, согласно которой у организации имеется задолженность по налогам, пеням и штрафам. Полагая, что налоговым органом утрачена возможность взыскания оспариваемых сумм задолженности, а потому эти суммы не должны включаться в справку, организация обратилась в суд с заявлением. Удовлетворяя требование заявителя, суд руководствовался следующим. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными. Лицевой счет, который ведет налоговая инспекция, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о начисленных налогах, пенях и налоговых санкциях само по себе не означает наличия у налогоплательщика недоимки, обязанности по уплате пени и штрафа. Из материалов дела следует, что в справке, выданной учреждению, содержатся сведения о задолженности по налогам, страховым взносам и пени без отражения информации о невозможности взыскания этих долгов в принудительном порядке. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 № 4381/09 указал на то, что приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания, числящегося за налогоплательщиком, долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Инспекцией не представлены доказательства принятия решений о взыскании налогов с соблюдением срока, установленного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации. По смыслу пункта 3 и 9 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать такую задолженность. Статьей 25 Закона № 167-ФЗ закреплено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Согласно статье 26 Закона № 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Сведения о взыскании в судебном порядке страховых взносов пенсионным фондом и возбуждении исполнительных производств о взыскании оспариваемых сумм налоговым органом не представлены. При таких обстоятельствах налоговая инспекция неправомерно включила в справку данные о наличии у организации неисполненной обязанности по уплате налогов (сборов) штрафов и пени. Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания. Данные выводы соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 01.09.2009 № 4381/09. В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что такое основание как утрата возможности взыскания страховых взносов в пенсионный фонд, а соответственно и пени, в связи с истечением установленного срока, Законом 212 - ФЗ не предусмотрено. Апелляционный суд отклоняет данный довод заявителя жалобы как ошибочный. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 2 статьи 24 Закона № 167-ФЗ). Статьей 25 Закона № 167-ФЗ закреплено, что контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеням осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке. Согласно статье 26 Закона № 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Как уже указал суд первой инстанции, сведения о взыскании в судебном порядке страховых взносов пенсионным фондом и возбуждении исполнительных производств о взыскании оспариваемых сумм налоговым органом не представлены. При таких обстоятельствах налоговая инспекция неправомерно включила в справку данные о наличии у организации неисполненной обязанности по уплате пени в сумме 234 244 рублей 20 копеек. Ссылка инспекции на статью 23 Закона №212 – ФЗ несостоятельна, поскольку данной статьей установлен порядок списании задолженности, срок на взыскание которой не истек. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебного акта (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л: решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 10.10.2011 по делу № А20-1818/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия, через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики. Председательствующий И.М. Мельников Судьи: Л.В. Афанасьева Д.А. Белов Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 по делу n А61-1242/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|