Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу n А18-1026/11. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ  СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                         Дело №А18-1026/11

            20 декабря 2011 года                                                                                 

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2011 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Мельникова И.М.,

судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,

рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.10.2011 по делу №А18-1026/11 (судья Цечоев Р.Ш.)

по заявлению Южного Межрегионального территориального управления в лице отдела госнадзора по Республике Ингушетия (г. Назрань, ул. Победы, 3, корпус «С»)

к Управлению Федерального казначейства по Республике Ингушетия (Республика Ингушетия, г. Магас, ул. Горчханова, 7)

о признаний действий по возврату без исполнения постановления по делу об административном правонарушении от 07.02.2011 в отношении должника государственного учреждения «Ингушский Республиканский противотуберкулезный диспансер» незаконными и обязании Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия принять к исполнению указанное постановление,

в отсутствие в заседании представителей:

Южного Межрегионального территориального управления в лице отдела госнадзора по Республике Ингушетия: извещено 05.12.2011 (уведомление 44569523),

Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия: извещено 02.12.2011 (уведомление 44569547),

 

 

У С Т А Н О В И Л:

Южное межрегиональное территориальное управление Росстандарта в лице отдела госнадзора по Республике Ингушетия (далее - отдел) обратилось в арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Ингушетия (далее – управление) о признании действий по возврату без исполнения постановления по делу об административном правонарушении от 07.02.2011 в отношении должника - Государственного учреждения «Ингушский Республиканский противотуберкулезный диспансер» незаконными и обязании управления принять к исполнению указанное постановление.

Решением суда от 14.10.2011 заявление отдела удовлетворено по тем основаниям, что постановление об административном правонарушении является документом, обязательным к исполнению, и  в случае отсутствия средств у бюджетного учреждения подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации. А потому отказ управления от принятия к исполнению постановления по делу об административном правонарушении признан не соответствующим положениям статьям 241.1, 243.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы отдела.

Не согласившись с принятым судебным актом, управление обжаловало его в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. Податель жалобы полагает, что ссылка суда на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации ошибочна. Порядок исполнения постановления по делам об административных правонарушениях законодательно не урегулирован, органы Федерального казначейства не вправе исполнять по аналогии закона. Суд, необоснованно признав действия управления незаконными и обязав его принять к исполнению постановление отдела, порядок его исполнения не разъяснил, а потому решение суда подлежит отмене.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.

Правильность решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.10.2011 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.10.2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Как видно из материалов дела, по результатам проведенной отделом в отношении Государственного учреждения «Ингушский Республиканский противотуберкулезный диспансер» составлены акты проверки от 04.02.2011 №01-32/2875, протокол об административном правонарушении от 04.02.2011 №01-32/2875 и вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 07.02.2011 № 7.

Постановление по делу об административном правонарушении от 07.02.2011 №7 в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от                        02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» направлено в управление, которое письмом от 23.05.2011 №14 -12192 возвратило указанное постановление без исполнения, сославшись на пункт 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и указав, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства производится только на основании исполнительного листа и судебного приказа.

Отдел повторно обратился в управление с письмом об исполнении постановления по делу об административном правонарушении от 07.02.2011 № 7, в исполнении которого отказано по тем же основаниям.

Данное обстоятельство послужило поводом для обращения отдела в суд с заявлением.

Удовлетворяя заявленные отделом требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами. Указанные в части 1 статьи органы и организации исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 названного закона, в порядке, установленном данным Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статьей 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях также отнесены к числу исполнительных документов.

В рассматриваемом случае учреждение «Ингушский Республиканский противотуберкулезный диспансер», привлеченное к административной ответственности на основании постановления по делу об административном правонарушении от                         07.02.2011 № 7, является республиканским государственным учреждением, имеет лицевые счета в органе управления, источником его финансовых ресурсов являются бюджетные средства (л.д.16) .

Статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта в соответствии с главой настоящего Кодекса.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании штрафа с бюджетной организации бюджетное законодательство не регулирует.

Судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений задолженности по уплате административных штрафов законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

Учитывая положения главы 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относящие наложение административного наказания к полномочиям не только судов, но и административных органов и их должностных лиц, части 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей бесспорный порядок исполнения постановлений административных органов, а также статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», включающей постановления органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях в число исполнительных документов.

Перечисленные нормы являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов в Банке России или иных кредитных учреждениях соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При таких условиях отказ управления в принятии к исполнению постановления по делу об административном правонарушении от 07.02.2011 № 7 обоснованно признан судом не соответствующим положениям статей 242.1, 243.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нарушающим права и законные интересы отдела.

Суд правильно сослался на разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение», согласно которым в случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 2 постановления).

Апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по имеющимся в нём доказательствам, не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта. Доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 14.10.2011 по делу                                № А18-1026/11 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня принятия через Арбитражный суд Республики Ингушетия.

Председательствующий                                                                 И.М. Мельников

Судьи:                                                                                                          Л.В. Афанасьева

Д.А. Белов

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу n А61-1152/11. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также