Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2012 по делу n А63-8460/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                 

27 февраля 2012 года                                                                          Дело № А63-8460/2011                                      

Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Луговой Ю.Б.,

судей: Егорченко И.Н., Фриева А.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Эсангальдеевой Х.А.,

                      рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя в Ставропольском крае – Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю

на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2011

по делу    № А63-8460/2011      под председательством судьи Кузьминой М. Н.

по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 42-а)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636, 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1),

третьи лица: Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»,  муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»,  муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32»,

о взыскании затрат, связанных с предоставлением льгот,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – Минфин РФ) о взыскании затрат в сумме 925 546, 92 рублей, в том числе: за 1 квартал 2010 года 440 913, 74 рублей (в том числе НДС 18 % - 67 258, 03 рублей, за 2 квартал 2010 года 99 973, 88 рублей (в том числе НДС 18 % - 15 250, 25 рублей), за 3 квартал 2010 года 60 914, 68 рублей (в том числе НДС 18 % - 9 292, 07 рублей), за 4 квартал 2010 года 323 744, 62 рублей (в том числе НДС 18 % - 49 384, 77 рублей), связанных с предоставлением в 2010 году льгот по оплате природного газа на отопление педагогическим работникам в соответствии с Федеральным законом от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон об образовании).

Исковые требования мотивированы тем, что, предоставляя педагогическим работникам образовательных учреждений льготы по оплате за потребленный природный газ, общество не получило полного возмещения расходов за 2010 год.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Ставропольский край в лице Министерства финансов Ставропольского края (далее – Минфин СК), муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»,  муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9»,  муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32».

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2011 с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 784 361, 80 рублей убытков. В остальной части иска отказано. Суд пришел к выводу, что неполученные доходы, связанные с предоставлением льгот по оплате природного газа, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета. Минфин РФ не представил доказательств, подтверждающих выделение Ставропольскому краю средств федерального бюджета на компенсацию спорных выпадающих доходов. При определении размера подлежащих возмещению убытков суд исключил сумму налога на добавленную стоимость.

В апелляционной жалобе Минфин РФ просит решение суда от 02.11.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. По мнению заявителя, надлежащим ответчиком по возмещению убытков, причиненных в результате предоставления льгот педагогическим работникам в сельской местности по оплате природного газа, является Ставропольский край в лице своего финансового органа – Министерства финансов Ставропольского края.

В отзыве Минфин СК просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт, как соответствующий нормам права и обстоятельствам дела.

Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 30.12.2011 на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представителей в суд не направили, что в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы и отзывов, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы, по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, с 01.01.2010 по 31.12.2010 общество предоставляло меры социальной поддержки по поставке газа на отопление педагогическим работникам образовательных учреждений, привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц.

Согласно сводному реестру для возмещения затрат за предоставленные меры социальной поддержки гражданам, проживающим и работающим в сельской местности, по оплате природного газа в соответствии с Законом об образовании истцом поставлено, а педагогическими работниками муниципальных образовательных учреждений потреблено за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 на отопление природного газа на общую сумму 925 546, 92 рублей (в том числе НДС 141 185, 12 рублей.

В обоснование своих требований истец представил суду соглашения о предоставлении информации, сводный расчет задолженности для возмещения затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, ежемесячные реестры, подтверждающие право на меры социальной поддержки, списки работников муниципальных образовательных учреждений Шпаковского района, имеющих право на меры социальной поддержки, льготников, заверенные учреждением, копию книги продаж ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», счета-фактуры по реализации газа населению Шпаковского района в 2010 году, приказ Федеральной службы по тарифам № 194-э/12 от 23.11.2004, постановление Региональной тарифной комиссии СК № 28/1 от 17.12.2007 об утверждении тарифов для истца по отпуску тепловой энергии населению в спорный период (том 1, л.д. 34, 35-46, 47-70, 80, приложения № 1 и № 2 к делу).

Ссылаясь на то, что неполученные доходы, связанные с предоставлением льгот по оплате природного газа гражданам, не компенсированы, общество обратилось в арбитражный суд с иском.

Суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил характер спорных правоотношений и применил нормы права, регулирующие спор.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 «Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснил следующее. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 названного Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Из пункта 19 указанного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

При рассмотрении спора суд установил, что Ставропольскому краю в спорный период средства из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам в размере, достаточном для компенсации предоставленных льгот, не

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2012 по делу n А63-6268/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также