Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2012 по делу n А18-1419/11. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ессентуки                                                                                  Дело № А18-1419/11

17 мая 2012 года.                                                                                  

  

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2012 года.

 полный текст постановления изготовлен 17 мая 2012 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Афанасьевой Л.В.,

Судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,

           при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия  на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 02 марта 2012 г.  по делу № А18-1419/11,

по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия (далее - ГУ МЧС по РИ)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Пограничное управление по Республике Ингушетия Федеральной службы безопасности Российской Федерации; филиал корпорации «Ворлд Вижн Интернешнл» (США) в Российской Федерации

о признании незаконным решения антимонопольного органа (судья Мержоев М.М.)

при участии в судебном заседании:

от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия: Цуров А.Х. по доверенности от 11.01.12.;

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия: явки нет, извещены;

от Пограничного управления по Республике Ингушетия Федеральной службы безопасности Российской Федерации: Затула А.И. по доверенности от 21.10.11.;

от филиала корпорации «Ворлд Вижн Интернешнл» (США) в Российской Федерации: Иванищев А.А. по доверенности от 16.01.12.

 

УСТАНОВИЛ:

В арбитражный суд Республики Ингушетия обратилось Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия (далее - ГУ МЧС по РИ, истец) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия (далее-антимонопольный орган, Управление) с заявлением о признании незаконным решения Управления от 14.10.2011г. по делу№92-38/01.

Определением суда от 25.11.2011г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Пограничное Управление по Республике Ингушетия Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - Пограничное Управление) и филиал корпорации «Ворлд Вижн Интернешнл» (США) в Российской Федерации.

Решением суда от 02 марта 2012 в удовлетворении требований Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия от 14.10.2011г. по делу №92-38/01   отказано полностью.

Решение мотивированно тем, что управлением нарушено законодательство о рекламе.    

Не согласившись с принятым решением, ГУ МЧС по РИ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что МЧС России по РИ не заключало договор с производителем спорной рекламы, таким образом, не согласовывало её содержание; по своему содержанию плакат не является рекламой, а представляет   социально значимую информацию. Антимонопольным органом нарушен срок возбуждения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. При рассмотрении материалов дела к участи допущены лица, чьи полномочия на представление интересов не подтверждены.  

В судебном заседании представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия, Цуров А.Х поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия,  участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республике Ингушетия    от 02 марта 2012 г.  по делу № А18-1419/11 следует оставить без изменения.  

Из материалов дела усматривается, что между Главным Управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Ингушетия и филиалом корпорации «Ворлд Вижн Интернешнл» (США) в Российской Федерации заключено соглашение о сотрудничестве и взаимной поддержке (далее - Соглашение). Целью соглашения является совместная реализация мероприятий в сфере готовности к чрезвычайным ситуациям и реагированию на них в Республике Ингушетия (том №1 л.д.13).

Филиалом корпорации «Ворлд Вижн Интернешнл» (США) в Российской Федерации изготовлены и переданы ГУ МЧС по РИ для дальнейшего распространения плакаты (информационные памятки), выполненные на клейкой основе в количестве 2 000 штук. На данных плакатах изображен официальный герб МЧС России, наименование, контактные телефоны и адрес ГУ МЧС по РИ, телефон службы спасения, телефон доверия и телефон республиканской единой дежурно-диспетчерской службы. Помимо указанной информации на данных плакатах также изображены: в правом верхнем углу логотип и название международной организации «Ворлд Вижн Интернешнл», в нижней части плаката размещена информация о том, что данный плакат напечатан при финансовой поддержке Государственного Департамента США, Бюро по Населению, Беженцам и Миграции (БНБМ).

Факт получения данной продукции от филиала «Ворлд Вижн Интернешнл» заявителем не оспаривается.

Установив в деятельности МЧС России по РИ признаки нарушения Федерального законодательства о рекламе, УФАС по ЧР и РИ определением от 25.07.2011 возбужденно дело по данному факту.

Решением от 14 октября 2011 года МЧС России по РИ признано нарушившим федеральное законодательство о рекламе, в связи с чем, в его адрес вынесено предписание о прекращении нарушения.

Из текста решения следует, что заказчиком плакатов (социальной рекламы) с изображением официального герба МЧС России, наименования ГУ МЧС по РИ его контактных телефонов, адреса и номеров республиканской единой диспетчерской службы, является Главное Управление МЧС по РИ. Данный факт подтверждается тем, что в рамках соглашения филиалом «Ворлд Вижн» изготовлены и переданы информационные плакаты с изображением телефонного номера единой службы спасения 112 в количестве 2 000 штук Главному Управлению МЧС по РИ.

Не согласившись с указанным решением, МЧС по РИ обжаловало его в Арбитражный суд.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее-АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

  В соответствии с п.11 ст.3 Федерального закона «О рекламе» социальная реклама -информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

В соответствии со статьей 10 закона «О рекламе» рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют размещение заказов на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле - и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст.10 закона «О рекламе» в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Частью5 статьи 10 закона «О рекламе» предусмотрено, что установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

По смыслу вышеназванной нормы закона, при упоминании в рекламе о социально ориентированных некоммерческих организациях в рекламе должна быть отражена и информация о деятельности таких некоммерческих организаций. В рассматриваемом случае информация о деятельности компании «Ворлд Вижн Интернешнл» на рекламном плакате   не отражена, указано только наименование.

Указание на данном плакате информации о том, что данный рекламный плакат напечатан при финансовой поддержке Государственного Департамента США, Бюро по Населению, Беженцам и Миграции (БНБМ) также  не соответствует действующему законодательству.  

В соответствии со ст.3 закона «О рекламе» спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле - или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Как видно из материалов дела каких-либо соглашений, в том числе и по оказанию спонсорской помощи в напечатании социальной рекламы, между  ГУ МЧС по РИ и Государственным Департаментом США, Бюро по Населению, Беженцам и Миграции (БНБМ) не заключались.

В соответствии с пунктом 7 положения «О территориальном органе министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности Главного управления МЧС России осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами МЧС России в установленном порядке.

Привлечение иностранных юридических лиц, в том числе и некоммерческих организаций для решения задач, стоящих перед  управлениями МЧС в субъектах РФ вышеназванным положением и действующим законодательством не предусмотрено.

Довод апелляционной жалобы о том, что МЧС России по РИ не заключало договор с производителем спорной рекламы, таким образом, не согласовывало её содержание – противоречит обстоятельствам дела, в связи с чем, отклоняется апелляционным судом.

Довод о том, что на обратной стороне плаката (том 1 л.д. 72) стоит подпись о согласовании, проставленная лицом, который не был уполномочен и не находился на рабочем месте, а потому содержание плаката не согласовывалось, отклоняется. Представитель филиала корпорации «Ворлд Вижн Интернешнл» настаивал на том, что подпись выполнена сотрудником ГУ МЧС по РИ. Заявлений о фальсификации от ГУ МЧС по РИ не поступало.

Довод апелляционной жалобы о том, что плакат не является рекламой, а представляет из себя социально значимую информацию – не подтвердился, так как на нем содержатся не только телефоны, но и иная информация: логотип и название международной организации «Ворлд Вижн Интернешнл», и   то, что данный плакат напечатан при финансовой поддержке Государственного Департамента США, Бюро по Населению, Беженцам и Миграции (БНБМ).  Такое содержание противоречит российскому

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2012 по делу n А63-13410/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также