Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 по делу n А63-11786/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Ессентуки Дело № А63-11786/2011 20 июня 2012 года Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2012 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Джамбулатова С.И., судей: Марченко О.В., Фриева А.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Тохунц О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Пятигорска на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.03.2012 по делу № А63-11786/2011 по иску прокуратуры Ставропольского края, г. Ставрополь (ОГРН 1022601995745) к администрации города Пятигорска, г. Пятигорск (ОГРН 1022601627575) к обществу с ограниченной ответственностью «Электро», г. Пятигорск (ОГРН 1072632006006), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, о признании договора купли-продажи земельного участка недействительной (ничтожной) сделкой и применении последствий недействительности ничтожной сделки (судья Карпель В.Л.), при участии в судебном заседании: от прокуратуры Ставропольского края – Левушкиной Е.В.; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, У С Т А Н О В И Л: заместитель прокурора Ставропольского края (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к администрации города-курорта Пятигорска (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью «Электро» (далее - общество), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - Управление Росреестра по Ставропольскому краю), федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», г. Москва, в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю (далее - филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю), Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ставропольскому краю (далее - управление Росприроднадзора по Ставропольскому краю), в котором просит: признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 27.01.2010 земельного участка площадью 3 038 кв.м, с кадастровым номером 26:33:290526:29, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Георгиевская, 1-а, заключенного между администрацией и обществом недействительной (ничтожной) сделкой; применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение, а именно: обязать общество возвратить муниципальному образованию земельный участок площадью 3 038 кв.м, с кадастровым номером 26:33:290526:29, расположенный по адресу: г. Пятигорск, ул. Георгиевская, 1 -а, обязать муниципальное образование в лице администрации возвратить обществу полученные за земельный участок денежные средства в сумме 692 668,56 рубля. Решением от 27.03.2012 суд признал недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 27.01.2010 земельного участка площадью 3 038 кв.м, с кадастровым номером 26:33:290526:29, расположенного по адресу: г. Пятигорск, ул. Георгиевская, 1-а, заключенного между администрацией и обществом. Применил последствия недействительности ничтожной сделки обязав общество возвратить муниципальному образованию города-курорта Пятигорска земельный участок площадью 3 038 кв.м, с кадастровым номером 26:33:290526:29, расположенный по адресу: г. Пятигорск, ул. Георгиевская, 1 –а. Обязал муниципальное образование города-курорта Пятигорска в лице администрации возвратить обществу полученные за земельный участок денежные средства в сумме 692 668,56 рубля. Взыскал с общества в доход бюджета Российской Федерации 4 000 рублей государственной пошлины. Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась с апелляционной жалобой в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, суд первой инстанции суд первой инстанции применил закон, не подлежащий применению, факт нахождения спорного земельного участка в границах округа горно-санитарной охраны доказан не был. Прокурор направил отзыв, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании представитель прокурора с доводами апелляционной жалобы не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие. Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя прокурора, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда является законным и обоснованным по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что на основании постановления главы администрации от 27.01.2010 № 176 «О предоставлении за плату в собственность обществу земельного участка по улице Георгиевская, 1 -а» администрация в лице руководителя (продавец) и общество (покупатель) подписали договор купли-продажи земельного участка, по условиям которого продавец продал принадлежащий ему на праве собственности, а покупатель купил земельный участок площадью 3038 кв.м с кадастровым номером 26:33:290526:29, расположенный в городе Пятигорске, по улице Георгиевская, 1 -а, ранее находящий в пользовании у общества на праве аренды по договору от 23.04.2009 № 22/09Ю. По условиям договора купли-продажи на земельном участке имеется нежилое здание магазин Литер «А», площадью 28,60 кв. м, принадлежащее обществу на праве собственности, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29.12.2009 № 33/024/2009-020. 24.02.2010 Управлением Росреестра по Ставропольскому краю в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись № 26-26-28/006/2010-022 о регистрации права собственности общества на вышеуказанный земельный участок. Согласно договора, что цена земельного участка составляет 692 668,56 рубля. Данная сумма была перечислена обществом, что подтверждается платежным поручением от 29.01.2010 № 1 Полагая, что заключенный договор купли-продажи земельного участка не соответствует требованиям законодательства, прокурор обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с настоящим иском. В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами. Пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса предусматривает, что земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу статьей 15 и 27 Земельного кодекса Российской Федерации к ограниченным в обороте отнесены, в том числе земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков). Согласно постановления Совета Министров СССР от 28.08.1970 № 723 курорты Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск отнесены к курортам общесоюзного значения. Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 г. № 300 «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае» приняты предложения ВЦСПС и Министерства здравоохранения СССР, согласованные с Госпланом РСФСР, Госстроем РСФСР, Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР и Ставропольским крайисполкомом, об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае. Границы округа санитарной охраны установлены в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона СССР № 4589-VII от 19.12.1969 «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и Союзных Республик о здравоохранении», Постановлением Совмина СССР от 05.09.1973 г. № 654 «Об утверждении Положения о курортах», Приказом Минздрава СССР от 05.11.1973 № 865 «Об утверждении Положения о курортах» И Инструкцией по применению «Положения о курортах», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 05.09.1973 № 654» (утв. Минздравом СССР 20.05.1974, Секретариатом ВЦСПС 16.05.1974). Для названных курортов установлен единый округ санитарной охраны. Постановлением Совета Министров РСФСР от 29.01.1986 № 45 утверждены Положения о курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск. Утвержденные до вступления в силу Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» округа санитарной охраны не утратили правовой статус. Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" определены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошел город Пятигорск. Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом. Согласно статье 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ, Закон об особо охраняемых природных территориях) курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий. Согласно пункту 3 статьи 32 этого Закона и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ) внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей курорта. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 в соответствии с Законом N 26-ФЗ курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенные в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" (далее - постановление Совмина РСФСР от 09.07.1985 N 300). Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен статьей 28 (пункт 8) Закона о приватизации. Такой же запрет установлен и статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Принадлежность земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов к категории земель населенных пунктов, отсутствие на местности границ первой, второй либо третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны не изменяют и не отменяют установленный нормативными актами статус особо охраняемых земель, их ограничение в обороте и запрет на приватизацию. Отнесение одного и того же участка к землям особо охраняемых территорий и землям населенных пунктов не противоречит закону, поскольку в соответствии со статьей 85 Земельного кодекса и статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в пределах черты поселений могут выделяться зоны особо охраняемых природных территорий, в которые включаются, в том числе участки, имеющие особое природоохранное значение. Такой подход соответствует судебной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 1882/09 по делу N А51-1334/20072). В материалы дела представлены картографические материалы границ округа санитарной охраны Граница округа санитарной охраны по указанному проекту, утвержденная постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 № 300, соответствует границе особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод, установленной Постановлением Правительства РФ от 06.07.1992 № 462 (сопоставление графического отображения границы округа с описанием границы региона КМВ возможно в связи с тем, что описание содержит ссылки на географические объекты и населенные пункты, например, р. Суркуль, р. Кума, с. Солуно-Дмитриевское, г.Минеральные Воды; пос. Терский, р. Подкумок, пос. Лысогорский, р. Этока, пос.Пятигорский и др.). Вышеуказанные документы также подтверждают вывод о том, что территории городских округов Ессентуки, Пятигорск, Железноводск и Кисловодск полностью находятся в границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны. Нахождение вышеуказанного земельного участка во второй зоне округа санитарной охраны города Пятигорска подтверждается также кадастровой выпиской о земельном участке от 12.03.2012 № 26/501/12-43379. В силу статей 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иного нормативного правового акта, ничтожна независимо от признания ее ничтожности судом. Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2012 по делу n А63-10561/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|