Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2012 по делу n А63-9449/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный актШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки 02 июля 2012 года Дело №А63-9449/2011 Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2012 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Замуруевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 102260198508; ОГРН 102260198508; г. Ставрополь ул. Ленина 384) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.03.2012 по делу № А63-9449/2011 (судья Зорин В.А.), по заявлению ОАО «Левокумскрайгаз» (ИНН 2613001670; ОГРН 1022603230550; с. Левокумское ул. Шоссейная 15) об оспаривании решения и предписания о нарушении антимонопольного законодательства и постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю о привлечении к административной ответственности, третье лицо: глава Левокумского муниципального района Ставропольского края (с. Левокумское ул. Карла Маркса 170), при участии в судебном заседании: от ОАО «Левокумскрайгаз» - Красиков А.Э., Ворожбянова Е.В., от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Пашкова Н.Н., в отсутствие представителя главы Левокумского муниципального района Ставропольского края, УСТАНОВИЛ: Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.03.2012 удовлетворено заявление ОАО «Левокумскрайгаз» (далее – общество, заявитель) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее – управление) об оспаривании решения и предписания от 14.07.2011 о нарушении антимонопольного законодательства и постановления от 24.10.2011 № 520 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс). С управления в пользу общества взыскано 2000 рублей в возмещение судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, заявителю также возвращено из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на несоответствие содержащихся в решении выводов обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. В частности, управление не согласно с выводом суда о недоказанности нарушения обществом антимонопольного законодательства и утверждает, что общество включило в договор на техническое обслуживание и ремонт газопроводов и газового оборудования не предусмотренное действующими нормативными правовыми актами условие об обязанности контрагента, коммунально-бытовые объекты которого не относятся к опасным производственным объектам, ежегодно перед началом отопительного сезона представлять полный пакет документов согласно рекомендованному Ростехнадзором по Ставропольскому краю перечню, ежегодно публикуемому в газете «Левокумье» (пункт 2.6.7 договора). Общество в отзыве возражало против удовлетворения жалобы, просило решение суда оставить без изменения. Глава Левокумского муниципального района Ставропольского края, участвующий в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора, в отзыве указывает, что согласен с апелляционной жалобой. В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы жалобы и отзыва соответственно. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие третьего лица, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом. Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 – 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению в связи со следующим. Как видно из материалов дела, общество состоит в региональном реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% и занимает доминирующее положение по позиции «услуги сетевого газоснабжения: эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт внутридомовых газопроводов и газового оборудования» с долей на рынке 65% в географических границах Левокумского района Ставропольского края. Общество предоставляет услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутридомовых газопроводов и газового оборудования на основании заключаемых соответствующих договоров, которые являются типовыми. На основании обращения главы Левокумского муниципального района, управлением в отношении общества возбуждено дело по признакам нарушения законодательства о защите конкуренции. По итогам рассмотрения дела управлением вынесено решение от 14.07.2011 о признании общества нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ). Основанием для такого вывода послужили действия общества по возложению на контрагента, коммунально-бытовые объекты которого не относятся к опасным производственным объектам, ежегодно перед началом отопительного сезона представлять полный пакет документов согласно рекомендованному Ростехнадзором по Ставропольскому краю перечню, ежегодно публикуемому в газете «Левокумье» (пункт 2.6.7 договора). Предписанием от 14.07.2011 общество обязано прекратить нарушение и направить таким контрагентам предложения об исключении указанного пункта из договора. Постановлением от 24.10.2011 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьёй 14.31 Кодекса в виде штрафа в размере 100000 рублей. Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконными указанные выше ненормативные акты, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим. Пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона №135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). В опубликованном в газете «Левокумье» Перечне № 2 исполнительно-технической документации, необходимой при вводе в эксплуатацию производственных объектов систем газопотребления и газораспределения, не относящихся к опасным производственным объектам (в соответствии с п. 1.1.5 Правил безопасности систем газопотребления и газопотребления ПБ 12-529-03), в отопительном сезоне 2010-2011 г., указаны следующие документы (л.д. 115, т.3): 1.заявление на подачу газа газоиспользующим установкам в газораспределительную организацию 2.копия договора со специализированной организацией на техническое обслуживание газового оборудования; 3.приказ на ответственного за газовое хозяйство предприятия, цехов и участков (при наличии аттестации) и истопников; 4.копии удостоверений ответственных за газовое хозяйство и истопников Удостоверения; 5.акт специализированной организации о проверке технического состояния дымоотводящих систем и вентиляционных каналов. Оценивая пункт 1 Перечня, суд первой инстанции обосновано указал, что в соответствии с п. 10.3.18 ОСТ 153-39.3-051-2003 Отраслевого стандарта сезонно работающее газоиспользующее оборудование общественных зданий следует отключать с установкой заглушки на газопроводе или пломбы на закрытом кране с оформлением акта. Следовательно, обратный процесс в преддверии отопительного сезона должен начинаться с волеизъявления контрагента снять заглушку с газопровода, выраженного в форме заявления в газораспределительную организацию. Оценивая пункт 2 Перечня, суд исходил из того, что в соответствии с п. 10.3.1 Отраслевого стандарта техническое обслуживание газового оборудования жилых зданий должно производится не реже одного раза в три года, общественных зданий (помещений общественного назначения) – не реже одного раза в год. В соответствии с п. 10.3.3 Отраслевого стандарта техническое обслуживание и ремонт газопроводов и газоиспользующего оборудования зданий производится эксплуатационной организацией. Услуги по такому обслуживанию предоставляются эксплуатационной организацией на основании заключенного (действующего) договора. Оценивая пункты 3, 4, 5 Перечня, суд указал, что в соответствии с п. 10.3.19 ОСТ 153-39.3-051-2003 Отраслевого стандарта на владельцев зданий возложена обязанность организации проведения проверок дымоходов сезонно работающих газовых приборов и аппаратов перед каждым отопительным сезоном. Дымоход, как отдельно существующая конструкция, относится к категории средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Деятельность по техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений является отдельным видом работ, который в соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит отдельному лицензированию, осуществляется специализированной организацией и в состав работ по техническому обслуживанию газового оборудования не входит, так как при техническом обслуживании газового оборудования проверяется лишь наличие тяги в дымовых и вентиляционных каналах. В соответствии с п. 10.3.21 Отраслевого стандарта сезонная проверка технического состояния вентиляционных и дымоотводящих каналов производится специализированной организацией с участником собственника (арендатора, нанимателя) здания или его представителя. Результаты оформляются записями в специальном журнале. При осуществлении работ по проверке технического состояния вентиляционных и дымоотводящих каналов руководствуются Правилами производства работ, ремонта печей и дымовых каналов, рекомендованными к использованию Решением технического совета Всероссийского добровольного пожарного общества и согласованными Государственной инспекцией пожарного надзора МВД РСФСР 29.03.1991, Госкомархстроем РСФСР 26.06.1991 (далее – Правила). В соответствии с Правилами результаты проверки технического состояния вентиляционных и дымоотводящих каналов оформляются соответствующим актом, который предоставляется владельцем здания в эксплуатационную организацию газового хозяйства. В соответствии с п. 4.6.2.4 Правил указанный акт является для эксплуатационной организации газового хозяйства основанием для включения бытовых газовых аппаратов. В случае непредоставления своевременно вышеуказанного акта подача газа к приборам и ввод в эксплуатацию газового оборудования не производится. В соответствии с требованиями Отраслевого стандарта (п. 10.3.4) в организациях, где установлено бытовое газоиспользующее оборудование, в установленном порядке назначаются лица, осуществляющие наблюдение за его безопасной эксплуатацией. Указанные лица в числе прочего принимают участие в сезонной проверке технического состояния вентиляционных и дымоотводящих каналов совместно со специализированной организацией (п. 10.3.21 Отраслевого стандарта), ведут записи в соответствующем журнале и расписываются в акте технического состояния вентиляционных и дымоотводящих каналов. В связи с тем, что такие акты предоставляются в организацию газового хозяйства, к актам прилагаются документы, подтверждающие, что со стороны организации, где установлено бытовое газоиспользующее оборудование, свою подпись поставило уполномоченное в установленном порядке ответственное лицо. В соответствии с требованиями Отраслевого стандарта (п. 10.4.7) лица, осуществляющие наблюдение за безопасной эксплуатацией бытового газоиспользующего оборудования общественных зданий (помещений общественного назначения) в организациях должны проходить (помимо первичного) повторные, не реже 1 раза в год инструктажи в эксплуатирующей организации или учебных центрах. Подтверждением прохождения указанных инструктажей является соответствующее удостоверение, которое также прилагается к акту проверки технического состояния вентиляционных и дымоотводящих каналов. В соответствии с п. 3.7.12. Правил безопасности в газовом хозяйстве ПБ 120368-00 владелец здания до включения в работу установок сезонного действия, в том числе отопительных котлов, должен обеспечить: проверку знаний инструкций обслуживающим персоналом в соответствии с требованиями настоящих Правил; своевременный ремонт и наладочные работы газового оборудования и системы автоматизации по утвержденному графику планово - предупредительного ремонта; проведение планово - предупредительного ремонта газифицированных установок и вспомогательного оборудования; проверку исправности вентиляционных и дымоотводящих систем. Снятие заглушки и пуск газа разрешаются только при наличии документов, подтверждающих выполнение указанных работ. Таким образом, суд первой инстанции заключил, что документы, предусмотренные спорным пунктом договора, требуются в целях предотвращения несчастных случаев при эксплуатации газового оборудования. Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с таким выводом, поскольку в нарушение статьи 200 АПК РФ управлением не доказано, что содержащееся в пункте 2.6.7 типового договора требование является для контрагента невыгодным условием и ущемляет его права в предпринимательской или иной экономической деятельности. Изложенное означает, что требование общества о признании незаконными и отмене решения и предписания управления обоснованно удовлетворены. В силу статьи 14.31 Кодекса совершение занимающим доминирующее положение на товарном Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2012 по делу n А63-6580/2011. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|