Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 по делу n А15-4/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                        Дело  № А15-4/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 августа  2012 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Цигельникова И.А., судей: Баканова А.П., Белова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.05.2012 по делу № А15-4/2012 (судья Алиев А.А.),

по заявлению ООО «Бухучет Эксперт» (ОГРН 1100570003390, г. Махачкала, ул. Заманова, 11, 17)

к ГУ – региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Республике Дагестан (г. Махачкала, ул. Богатырева, 8)

об оспаривании решения от 17.10.2011 № 1, акта от 14.09.2011 № 5031,

с участием третьих лиц: Межрайонной ИФНС России по г. Махачкале Республики Дагестан, УФНС России по Республике Дагестан,

при участии в судебном заседании:

от Межрайонной ИФНС России  по г. Махачкале Республики Дагестан: Гаджиев Р.А. (доверенность от 15.02.2012),

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания,

 

УСТАНОВИЛ:

ООО «Бухучет Эксперт» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к ГУ - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - учреждение) о признании незаконными решения от 17.10.2011 № 1 и акта камеральной проверки №5031 от 14.09.2011.

Определением суда от 20.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС России по г. Махачкале Республики Дагестан (далее – инспекция).

Определением суда от 07.03.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ФНС России по Республике Дагестан.

Решением суда от 04.05.2012 производство по делу в части требования общества о признании недействительным акта камеральной проверки от 14.09.2011 № 5031 прекращено. Признано недействительным решение учреждения от 17.10.2011 № 1.

Учреждение обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просило решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов учреждение указало на то, что решение от 17.10.2011 № 1 вынесено обоснованно. Требования общества о признании незаконным решения учреждения от 17.10.2011 № 1 являются необоснованными и  не подлежащими удовлетворению.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки расчета по форме № 4ФСС РФ за 6 месяцев (полугодие) 2011 года учреждением вынесено решение от 17.10.2011 №1, которым не приняты к зачету произведенные обществом расходы в размере 180643, 33 руб., в том числе больничный лист по беременности и родам в размере 150000, 20 руб., пособие по уходу за ребенком до полутора лет в размере 30643, 13 руб.

Основанием для непринятия к зачету расходов общества послужило то, что оно зарегистрировано в учреждении в качестве страхователя 11.05.2012, а страховой случай наступил 13.12.2010.

Доводы общества об отсутствии его вины в несвоевременной регистрации не приняты во внимание учреждением.

Считая, что имеются достаточные основания для признания недействительными акта камеральной проверки от 14.09.2011 №5031 и решения от 17.10.2011 №1, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

В соответствии с п/п 7 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 №165-ФЗ (далее - Закон N 165-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования» страховщики обязаны осуществлять регистрацию страхователей в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п/п 1 пункта 1 статьи 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" регистрация страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика: страхователей - юридических лиц в пятидневный срок со дня представления в территориальный орган страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 №438 (ред.от 08.12.2008) «О Едином государственном реестре юридических лиц» (действующее на дату регистрации общества) регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в государственный реестр бесплатно представляет сведения о юридическом лице, предусмотренные в приложении N 2 к настоящим Правилам, в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, военные комиссариаты, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, - в иные органы.

Согласно пункту 1 Порядка информационного взаимодействия территориальных регистрирующих (налоговых) органов и исполнительных органов фонда социального страхования Российской Федерации при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.12.2003 №БГ-3-09/728/308 «Об утверждении порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Фонда социального страхования Российской Федерации при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде», территориальный регистрирующий орган (далее-регистрирующий орган) с использованием транспортной среды налоговых органов ежедневно представляет сведения ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в соответствующий региональный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (далее-региональный орган ФСС) с учетом схемы информационного взаимодействия (приложение №3 к настоящему порядку).

Таким образом, обязанность регистрирующего органа по представлению сведений о зарегистрированном юридическом лице предусмотрена действующим законодательством.

Из материалов дела видно, что общество зарегистрировано 02.11.2010, ОГРН 1100570003390. Тем самым сведения о регистрации общества не позднее 08.11.2010 инспекция должна была довести до учреждения.

Однако в нарушение установленного порядка сведения о регистрации общества в качестве юридического лица инспекцией учреждению не представлены.

Данное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела перепиской между обществом и инспекцией (от 17.03.2011, от 30.09.2011 №2).

Из отзыва Управления ФНС России по Республике Дагестан следует, что согласно сведениям, содержащимся в интегрированной коммуникационной системе Почта «Dipostca», файл выгрузки из инспекции поступил в управление только 14.01.2011.

После получения из инспекции названного файла выгрузки он был в тот же день направлен управлением в учреждение.

Согласно пунктам 6 и 7 Постановления ФСС РФ от 23.03.2004 N 27 (ред. от 12.08.2011) "Об организации работы территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей", вместе с "Порядком организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации юридических лиц в качестве страхователей на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц", "Порядком регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации" структурное подразделение регионального отделения Фонда, ответственное за обмен информацией, в течение не более одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от регистрирующего органа: проводит контроль достоверности полученных сведений путем проверки соответствующих реквизитов электронно-цифровой подписи; при подтверждении подлинности электронно-цифровой подписи вложения полученного сообщения распаковывает сообщение с помощью программы-упаковщика; в случае ошибки подтверждения подлинности электронно-цифровой подписи вложения запрашивает подтверждение от регистрирующего органа о представленных сведениях, в том числе о повторном представлении сведений в полном объеме; в случае представления неполных сведений (отсутствия обязательных реквизитов) или несоответствия представленных сведений утвержденным форматам направляет запрос о повторном представлении сведений в полном объеме; осуществляет работу по импорту сведений в базу данных регионального отделения Фонда; в случае выявления недостоверных данных на этапе импорта (несоответствия данных правилам их формирования, например, по контрольной сумме в ИНН или по недопустимым символам в ОКВЭД и других элементах) направляет запрос о повторном представлении сведений по указанным записям.

При осуществлении регистрации страхователей в региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации структурное подразделение регионального отделения Фонда, ответственное за регистрацию страхователей, в течение не более четырех рабочих дней со дня получения соответствующей информации осуществляет регистрацию юридического лица в качестве страхователя: присваивает страхователю регистрационный номер и код подчиненности, формируемые в соответствии с разделом III настоящего Порядка; определяет филиал регионального отделения Фонда, который будет осуществлять взаимодействие со страхователем; вносит данные о зарегистрированном страхователе в реестр страхователей; оформляет Извещение о регистрации в качестве страхователя в двух экземплярах (далее именуется - Извещение о регистрации) по установленной форме (приложение N 1 к настоящему Порядку) и регистрирует его в Журнале регистрации извещений о регистрации, выданных страхователям - юридическим лицам (приложение N 2 к настоящему Порядку); направляет экземпляр Извещения о регистрации страхователю.

Не реже одного раза в пять рабочих дней структурное подразделение регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, ответственное за обмен информацией, по всем изменениям, произведенным в реестре страхователей, формирует файлы репликации и направляет их в филиалы регионального отделения Фонда, осуществляющие взаимодействие со страхователями.

Из материалов дела следует, что регистрация общества в качестве страхователя произведена учреждением 11.05.2011 согласно документам, представленным обществом на бумажном носителе, ввиду того, что на указанную дату сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ, от органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, не поступили. Указанные сведения поступили на адрес электронной почты учреждения [email protected] лишь 05.07.2011.

Таким образом, изложенное подтверждает отсутствие вины общества в несвоевременной его регистрации в качестве страхователя по обязательному социальному страхованию.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отклонил доводы учреждения о том, что его обязанности по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перед страхователем возникают с момента регистрации общества в учреждение - 11.05.2011.

Кроме того, отказывая в зачете расходов общества на выплату страхового обеспечения фонд в действиях общества усматривает создание искусственной ситуации в целях получения пособия по беременности и родам при отсутствии экономической обоснованности приема на работу Газиевой М.Г. (находившейся на большом сроке беременности), что, по мнению фонда, является нарушением статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

При этом учреждение указывает на следующие факты.

По документам, представленным для проведения камеральной проверки, Газиева М.Г. принята на работу 03.11.2010, то есть на следующий день после регистрации общества в Управлении ФНС России по Республике Дагестан, на должность генерального директора с окладом 33000 руб., а в отпуск по беременности и родам ушла с 03.12.2010.

По данным расчета формы № 4ФСС общества за первое полугодие 2011 года, его численность составляла 4 человека, 2 из которых - женщины. База для начисления страховых взносов составила 83857 руб., в том числе 56286 руб. на Газиева Магомедгази Гитиновича (мужа Газиевой М.Г.), а остальным работникам начислено 27571 руб.

Согласно штатному расписанию фонд оплаты труда общества за один месяц составляет 110000 рублей. Расчет пособия по беременности и родам Газиевой М.Г. произведен из заработка за ноябрь 2010 года, что не отражено в форме 4ФСС за 1 полугодие 2011 года.

В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В соответствии со статьей 6 Закона N 165-ФЗ участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2012 по делу n А20-1512/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также