Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 по делу n А15-931/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                         Дело  № А15-931/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.

Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2012 года.

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания                 Петросян Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 12.07.2012 по делу № А15-931/2012 (судья Батыраев Ш.М.),

по заявлению индивидуального предпринимателя Исабекова Э.С. (ОГРНИП 307055014100023)

к Дагестанской таможне (ОГРН 1020502528727),

об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,

при участии в судебном заседании:

от Дагестанской таможни: Гамзатов А.Ш. (доверенность от 27.03.2012);

от индивидуального предпринимателя Исабекова Э.С.: Алиев М.А. (доверенность от 05.03.2012);

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Исабеков Элман Саидметович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Дагестанской таможне (далее - таможня) об обязании возвратить 624401 руб. таможенных платежей, излишне уплаченных в результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по декларации на товары №10801020/301111/0006836.

Решением суда от 12.07.2012 требования предпринимателя удовлетворены.

Таможня обжаловала решение суда в апелляционном порядке, просила решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Таможня указала на то, что судом не дана оценка доводам таможни, представленным в обоснование возражений на исковое заявление предпринимателя.

Из отзыва предпринимателя следует, что он не согласен с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, между китайской компанией "SHENZHEH MAHAN TRADING CO., LTD" и предпринимателем заключен контракт от 25.10.2011 № 46 на поставку товара - фурнитура для оконного карниза (крепления, кольца, наконечники).

В соответствии с условиями контракта цена и количество товара указываются в инвойсе и упаковочном листе, стоимость доставки товара до порта - города Новороссийск входит в стоимость товара. Общая сумма контракта составляет 20141, 1 долларов США. Оплата за товар осуществляется в течении 90 дней после его отгрузки.

Во исполнение указанного контракта 30.11.2011 в адрес предпринимателя поступили товары - фурнитура для оконных карнизов из черных металлов и аксессуары для карнизов пластмассовые. На указанный товар предпринимателем подана декларация № 10801020/301111/0006836.

При этом таможенная стоимость товара определена предпринимателем в рамках статьи 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее - Соглашение), т.е. по стоимости сделки.

В обоснование заявленной стоимости предпринимателем в таможню представлены: контракт от 25.10.2011 № 46, инвойс от 25.10.2011 № 1046, международная накладная, упаковочный лист от 25.10.2011.

Рассмотрев представленные документы, таможня установила, что таможенная стоимость товара недостаточно документально обоснована и занижена по сравнению с ценовой информацией, имеющейся в ее распоряжении.

В соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса таможенного союза (далее -Кодекс) таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки от 02.12.2011.

Для подтверждения заявленной стоимости у предпринимателя дополнительно запрошены следующие документы: экспортная декларация, бухгалтерские документы и сведения, банковские сведения, пояснения по поводу расхождений в сведениях о количестве товара в коммерческом инвойсе и упаковочном листе, спецификация к контракту, прайс - лист производителя. Срок для представления дополнительных документов установлен до 27.12.2011.

Одновременно предпринимателю сообщено, что для выпуска товаров необходимо в срок до 02.12.2011 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме 624401, 06 руб.

После внесения указанной суммы на депозит таможни 08.12.2011 товары выпущены для внутреннего потребления.

В связи с непредставлением дополнительных документов, указанных в решении о проведении дополнительной проверки, 10.01.2012 таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, определив таможенную стоимость товаров в соответствии со статьей 10 Соглашения. При этом в качестве аналога использована ценовая информация, содержащаяся в декларациях на товары №10714040/300811/0028909, 10716050/090511/П005891, 10702030/181010/0041979.

На основании указанного решения таможни 06.02.2012 предприниматель оформил декларацию таможенной стоимости (ДТС-2) и форму корректировки таможенной стоимости (КТС-1), согласно которым сумма таможенных платежей, подлежащая взысканию в результате корректировки, составила 624401, 06 руб.

На заявление предпринимателя от 11.05.2012 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей таможня ответила отказом (письмо от 14.05.2012 №19-37/6457).

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.

С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 №17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан. В связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации действует в части, не противоречащей Кодексу (пункт 2 статьи 1 , пункт 2 статьи 8 Кодекса).

Частью 1 статьи 64 Кодекса предусмотрено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.

Частью 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии со статьей 5 Соглашения.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (часть 2 статьи 4 Соглашения).

Как следует из части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 Кодекса, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. В случае невозможности определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами применяется последовательно каждый из методов, перечисленных в статьях 6 - 10 Соглашения. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие оснований, предусмотренных Соглашением.

Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами указаны в части 1 статьи 4 Соглашения.

Решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения (статья 68 Кодекса).

Суд первой инстанции обоснованно указал, что из содержания статьи 69 Кодекса следует, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска у декларанта возникает обязанность представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо представить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант вправе доказать достоверность сведений и правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.

Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 Кодекса).

Указанные положения статьи 69 Кодекса подлежат применению во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 176 этого же Кодекса, в соответствии с которым при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, таможенные органы вправе требовать представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и представление которых предусмотрено таможенным законодательством таможенного союза.

В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждены и не опровергнуты иными документами.

Таким образом, обязанность декларанта представить по требованию таможенного органа объяснения и дополнительные документы возникает лишь при наличии признаков недостоверности сведений о таможенной стоимости товаров либо в случае, когда заявленные сведения должным образом не подтверждены.

Согласно статье 111 Кодекса полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

Правомерным является указание суда первой инстанции о том, что поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами и закон содержит исчерпывающий перечень оснований, исключающих его применение, для использования других методов таможенный орган обязан доказать наличие таких оснований.

Обязанность представлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Как следует из решения таможни о корректировке таможенной стоимости от 10.01.2012, основанием для его принятия послужило непредставление предпринимателем дополнительных документов, указанных в решении о проведении дополнительной проверки.

В решении о проведении дополнительной проверки таможня ссылается на отсутствие в представленных документах достаточного описания товара, хотя в контракте, инвойсе, упаковочном листе указано, что ввозится фурнитура для оконного карниза. В чем именно выражается недостаточность описания товара и как она повлияла на таможенную стоимость, таможня в своем решении не указывает.

Суд первой инстанции правильно признал необоснованными требования таможни о  представлении предпринимателем банковских документов по оплате за товар по предыдущим поставкам, поскольку в данном случае товар ввезен на всю сумму контракта и предыдущих поставок в рамках этого контракта предприниматель не осуществлял.

Факт оприходования или неоприходования ввезенных товаров предпринимателем не влияет на их таможенную стоимость, поэтому требование таможни о представлении документов об оприходовании товаров суд первой инстанции правомерно признал необоснованным.

Согласно пункту 3.4 контракта общая сумма контракта составляет 20141, 1 долларов США. В контракте указаны юридический адрес и банковские реквизиты продавца, куда следовало перечислить сумму, оговоренную в пункте 3.4 контракта. Согласно выписке по счету 28.12.2012 предприниматель перечислил на расчетный счет продавца 20141, 1 долларов США.

Расчет таможенной стоимости произведен декларантом на основании цены товара, уплаченной поставщику. Факт оплаты заявителем импортированного товара по цене, отличной от цены сделки, таможня не выявила.

Таможня

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2012 по делу n А20-2374/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также