Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2014 по делу n А25-1598/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Ессентуки Дело №А25-1598/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 года. Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Юг-СтройРесурс» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.12.2013 по делу №А25-1598/2013 (судья Шишканов Д.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юг-СтройРесурс» (ОГРН 1122651000460, ИНН 2631802176) к Управлению охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1080917000768, ИНН 0917010232) об оспаривании постановления от 26.08.2013 № 105 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле, У С Т А Н О В И Л: общество с ограниченной ответственностью «Юг-СтройРесурс» (далее по тексту – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево- Черкесской Республики (далее – управление) от 26.08.2013 № 105 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Решением суда от 23.12.2013 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части размера назначенного наказания. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным. Вместе с тем, суд, установив отсутствие доказательств наличия отягчающих ответственность обстоятельств, пришел к выводу о наличии оснований для снижения размера назначенного размера штрафа до 150000 рублей. Не согласившись с вынесенным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От управления поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания на более поздний срок, которое мотивировано нахождением представителя управления в ежегодном оплачиваемом отпуске. Суд апелляционной инстанции определил в удовлетворении ходатайства управления об отложении судебного заседания отказать, поскольку им не обоснована невозможность привлечения к участию в деле иного представителя либо личного участия руководителя в судебном заседании, отсутствует ссылка на невозможность рассмотрения дела по имеющимся в материалах дела документам, а также на наличие у управления иных доказательств, имеющих значение для правильного рассмотрения настоящего спора. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон. Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Из материалов дела следует, что должностным лицом управления в результате обследования северной части города Черкесска в границах водоохранной и береговой зоны реки Абазинка в районе обнаружены навалы отходов строительного мусора от разборки зданий и сооружений на непредназначенном для этого земельном участке площадью 3000 кв.м. Управлением установлено, что земельный участок на котором обнаружены отходы строительного мусора, передан во временное владение и пользование обществу на основании договора аренды от 22.07.2012 (т.1 л.д. 27-28). 26.08.2013 управлением по факту обнаружения отходов строительного мусора нарушения составлен протокол №96 об административном правонарушении, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии представителя общества Боташева М.М., действующего на основании доверенности от 26.07.2013. В протоколе указано время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия протокола вручена представителю общества 26.08.2013, что подтверждается его подписью (т. 1 л.д. 22-23). Постановлением от 26.08.2013 № 105 общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 250000 руб. Постановление вынесено в присутствии представителя общества. Копия постановления вручена представителю общества 26.08.2013, что подтверждается его подписью (т.1 л.д. 24-25). Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего. Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Объективная сторона состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, субъектом правонарушения, которым может быть, в том числе, юридическое лицо, осуществляющее деятельность по обращению с отходами. Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 1). Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пункт 5). Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7). Согласно статье 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. Из материалов административного дела, в том числе из представленных в них фотографий, усматривается, что должностным лицом управления непосредственно обнаружен факт несанкционированного размещения отходов в виде навалов строительного мусора от разборки зданий и сооружений в северной части города Черкесска в водоохранной и береговой зоне реки Абазинка на земельном участке площадью 3000 кв.м. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 № 786, мусор строительный (код 91200600 01 00 0), а также мусор строительный от разборки зданий (код 91200601 01 00 4), относятся к отходам IV класса опасности. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что сама по себе принадлежность выявленных управлением строительных отходов, размещенных на непредназначенном для этого земельном участке, к тому или иному классу опасности не имеет существенного значения для целей рассмотрения настоящего спора, поскольку обществу фактически вменено размещение отходов в виде их сброса на почву, что охватывается диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ. Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны в том числе: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов. Статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и статья 51 Федерального закона от 10.01.02 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривают, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, в части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ установлен запрет на сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. По мнению управления, общество разместило строительный мусор на непредназначенном для этих целей земельном участке, что является нарушением требований части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.02 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещающей: сброс отходов производства и потребления, в том числе, на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Материалами дела подтверждается, что обществу на основании договора аренды от 22.07.2013 ООО «Региональная земельная компания» (арендодателем) передана во временное владение и пользование часть земельного участка площадью 3000 кв.м., на котором выявлено несанкционированное размещение строительных отходов. Из содержания пункта 1.1 договора аренды следует, что земельный участок площадью 1000000 кв.м. в северной части города Черкесска с кадастровым номером 09:04:0101368:57, часть которого предоставлена обществу в аренду, отнесен к категории земель населенных пунктов и предназначен для сельскохозяйственного использования, что также прямо отражено в пункте 1.2 договора. Согласно выписке из ЕГРЮЛ общество не занимается сельскохозяйственным производством. Основным видом деятельности общества является оптовая торговлей прочими строительными материалами (ОКВЭД 51.53.24), дополнительными видами деятельности – оптовая и розничная торговля лесоматериалами, моторным и прочим жидким топливом, санитарно-техническим оборудованием, материалами для остекления, а также организация перевозок грузов, хранение и складирование. В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды общество обязано, в том числе использовать земельный участок в соответствии с целями и условиями его предоставления; соблюдать при использовании земельного участка требования градостроительных регламентов, строительных, экологических и иных правил и нормативов; не допускать загрязнения, деградации и ухудшения плодородия почв, действий, приводящих к ухудшению качественных характеристик земельного участка, экологической обстановки, а также загрязнению прилегающих территорий в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлять мероприятия по рациональному использованию и охране земель. Факт совершения обществом вмененного ему управлением административного правонарушения, выразившегося в загрязнении почвы опасными строительными отходами производства и потребления путем их хранения и захоронения, подтверждается представленными в административном деле фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 26.08.2013 №96. Процедура привлечения общества к административной ответственности соблюдена, дело возбуждено и постановление вынесено уполномоченными лицами, в пределах предоставленной им компетенции, при наличии достаточных оснований. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, соблюден. Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 250000 рублей. Правомерность указанного вывода подтверждается пунктом 19 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», согласно которому при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ. Судом первой инстанции установлено, что обстоятельства, отягчающие ответственность общества, не установлены управлением, в связи с чем у суда имелись основания для признания незаконным и отмене постановления в части назначения наказания. При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется. Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривался, поскольку в соответствии с ч. 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л: решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 23.12.2013 по делу №А25-1598/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции. Председательствующий И.А. Цигельников Судьи Л.В. Афанасьева С.А. Параскевова Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2014 по делу n А15-2809/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|