Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу n А15-2790/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                          Дело № А15-2790/2013

23 апреля 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2014 года.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Джамбулатова С.И.,

судей: Бейтуганова З.А., Сомова Е.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания             Днепровским А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную Правительства Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 17.01.2014 по делу №А15-2790/2013 по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (ИНН 0562076424, ОГРН 1090562002662) к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (ИНН 0562073430, ОГРН 1080562631236) о признании отсутствующим право собственности Республики Дагестан на земельный участок с кадастровым номером 05:48:000082:32 в части наложения площадью 210 кв.м, расположенный на побережье Каспийского моря, территория бывшей базы отдыха ГАП «Автотранс» на земельный участок площадью 458 кв.м с кадастровым номером №05:48:000082:0011, являющийся собственностью Российской Федерации (судья Ахмедов Д.А.), в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - управление, ТУ Росимущества в РД) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан (далее - министерство, Минимущество по РД) о признании отсутствующим право собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 470 кв.м с кадастровым номером 05:48:0000 82:32, расположенный на побережье Каспийского моря г.Каспийск, территория бывшей базы отдыха ГАП «Автотранс».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Ичакаев Магомед Гаджиевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - Росреестр, Управление Росреестра по Республике Дагестан) и Федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Дагестан (далее - кадастровая палата, ФБУ «ФКП» Росреестра по РД) и Правительство Республики Дагестан (далее - правительство).

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, уточнив требования в части размера наложения земельного участка площадью 210 кв.м. В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточненные исковые требования, приняты судом к рассмотрению.

Решением от 17.01.2014 суд признал отсутствующим право собственности Республики Дагестан на земельный участок с кадастровым номером 05:48:000082:32 в части наложения площадью 210 кв.м, расположенный на побережье Каспийского моря, территория бывшей базы отдыха ГАП «Автотранс» (дата регистрации оспариваемого права- 30.12.2012, запись регистрации права за №05-05-01/090/2012­882), на земельный участок площадью 458 кв.м с кадастровым номером №05:48:000082:0011, являющийся собственностью Российской Федерации.

Не согласившись с принятым решением, правительство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований По мнению заявителя, спорный земельный участок является собственностью Республики Дагестан и не относится к землям курортного значения.

ТУ Росимущества в РД направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы правительства.

Правительство направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. Ходатайство удовлетворено судом.

Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 14.05.1998 между Шихалиевым Н.М. (покупатель) и ГАП «Автотранс» (продавец) заключен договор №8, по условиям которого продавец продал, а покупатель за 1 756 руб. по остаточной стоимости купил комнату №3 площадью 15 кв.м в деревянно-щитовом доме №4, находящегося на базе отдыха ГАП «Авторанс» согласно постановления Госкомимущества РД от 12.05.1998 №44.

25.05.2011 Управлением Росреестра по РД зарегистрировано право собственности Российской Федерации за земельный участок площадью 458 кв.м с кадастровым номером 05:48:000082:0011, расположенный на побережье Каспийского моря на территории бывшей базы отдыха ГАП «Автотранс», о чем правообладателю выдано свидетельство о государственной регистрации права от 25.05.2011 серии 05-АА №401209. В ЕГРП внесена запись о регистрации права за №05-05-01/054/2011-840.

Согласно договору от 07.09.2011 №78 указанный земельный участок в границах, указанных в кадастровом плане участка, ТУ Росимущества в РД (арендодатель) передан по передаточному акту от 07.09.2011 в аренду гражданину Ичакаеву Магомеду Гаджиевичу (арендатор), действующему по доверенности от имени Шихалиева Н.М., сроком на 49 лет в рекреационных целях (под строительство дома отдыха). В пункте 1.2 договора указано, что на участке имеются здания и сооружения.

Договор аренды 08.11.2011 прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.

30.10.2012 Управление Росреестра по РД зарегистрировало право собственности Республики Дагестан на земельный участок площадью 470 кв.м. с кадастровым номером 05:48:000082:32, расположенный на побережье Каспийского моря, ГАП «Автортранс». В ЕГРП внесена запись о регистрации права за №05-05-01/090/2012-882.

Истец, полагая, ответчиком с нарушением требований закона зарегистрировано право собственности на земельный участок из особо охраняемых земель, расположенных на побережье Каспийского моря и относящихся к федеральной собственности, обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с настоящим иском.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 N 105 к курортам общереспубликанского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморья).

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27.05.1993 N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.

В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения №1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статьи 1 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Судом установлено, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 05:48:000082:0011 и 05:48:000082:32 расположены в рекреационной зоне побережья Каспийского моря, относятся к землям особо охраняемых территорий и находятся в федеральной собственности.

Вместе с тем с 20.12.2008 вступил в силу Закон №244-ФЗ, которым предусмотрен порядок передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, или муниципальной собственности.

Согласно пункту 6 статьи 2 Закона №33-ФЗ (в редакции Закона №244-ФЗ) особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Отнесение земельного участка площадью 458 кв.м с кадастровым номером 05:48:000082:0011 к категории земель особо охраняемых природных территорий подтверждено материалами дела. Доказательства регистрации в ЕГРП права собственности Российской Федерации на спорный участок территориальным управлением в материалы дела представлены.

В соответствии с частью 7 статьи 1 Закона №244-ФЗ земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 настоящей статьи.

В силу части 8 статьи 1 названного Закона к федеральной собственности относятся земельные участки, которые указаны в части 7 настоящей статьи и которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; предусматриваются федеральными законами.

Территориальное управление доказало наличие оснований (предусмотренных федеральным законом), перечисленных в части 8 статьи 1 названного Закона, для отнесения (после вступлении в силу Закона №244-ФЗ) земельного участка площадью 458 кв.м к федеральной собственности (и регистрации на него право собственности) как земель особо охраняемых территорий (земли рекреационного назначения), расположенных на побережье Каспийского моря.

Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 №53-ФЗ) предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Следовательно, управление является заинтересованным лицом в смысле статьи 4 АПК РФ и уполномоченным территориальным органом Росимущества по управлению и распоряжению землями федерального назначения на территории Республики Дагестан.

Из материалов дела следует, что между сторонами имеется спор о праве, зарегистрированном на один и тот же земельный участок площадью 210 кв.м. В предмет доказывания по такому спору входит проверка законности и основательности реестровых записей, а также установление гражданско-правового основания возникновения права каждой из сторон.

Согласно статье 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности.

Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.

Доказательства наделения правительства и министерства полномочиями по распоряжению спорным земельным участком с кадастровым номером 05:48:000082:32 в материалы дела не представлены. Кроме того, ответчиком не представлены доказательства нахождения на спорном земельном участке объектов недвижимости, право собственности на которые им зарегистрировано в установленном порядке.

Суд первой инстанции правомерно указал, что правительство и министерство, принимая указанные распоряжения №46-р и №804-р, неправомерно распорядились земельным участком, входящим в состав земель рекреационного назначения, отнесенных нормами действующего законодательства к федеральной собственности. Данный вывод суда соответствует правовой позиции Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.04.2011 по делу №А15-612/2010. Указанные распоряжения как ненормативные акты органов власти субъекта Российской Федерации по правилам статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации являются недействительными и не подлежат применению по рассматриваемому делу как противоречащие закону.

В силу части 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ ответчиком не представлены доказательства о том, что

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2014 по делу n А22-846/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также