Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу n А15-2483/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ессентуки                                                                                       Дело № А15-2483/2014

03 декабря 2014 г.               

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2014 г.,

Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2014 г.

                                                                        

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Судьи Афанасьевой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Республике Дагестан, на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2014 по делу № А15-2483/2014,

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Республике Дагестан (ИНН 0509006076, ОГРН 1040500682750)

к администрации сельского поселения "сельсовет Хваршинский" Цумадинского района Республики Дагестан (ИНН 0537000421, ОГРН 1020500562565)

о взыскании задолженности по земельному налогу за 2013 год в размере 67861 руб. 36 коп. и пени по земельному налогу в размере 8111 руб. 94 коп., всего в сумме 75973 руб. 30 коп.

в отсутствии лиц участвующих в деле,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №12 по Республике Дагестан (далее - истец, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к администрации сельского поселения "сельсовет Хваршинский" Цумадинского района Республики Дагестан (далее - ответчик, администрация) о взыскании задолженности по земельному налогу за 2013 год в размере 67861 руб. 36 коп. и пени по земельному налогу в размере 8111 руб. 94 коп., всего в сумме 75973 руб. 30 коп.

Определением от 03.07.2014 заявление инспекции принято к производству суда в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). В данном определении суд предложил сторонам представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, в срок до 25.07.2014 и разъяснил право сторон представить в арбитражный суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до 15.08.2014.

Лица, участвующие в деле, получили определение суда от 03.07.2014, о чем свидетельствуют почтовые уведомления о вручении им заказной корреспонденции (заявителю уведомление с почтовым идентификатором №367009 73 05384 7 вручено 14.07.2014, ответчику уведомление с почтовым идентификатором №367009 73 05385 4 вручено 05.08.2014).

Все материалы дела размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа. Данные для идентификации, при помощи которых лица, участвующие в деле, могут получить доступ к документам в электронном виде, указаны в определении суда от 03.07.2014, полученном сторонами.

Решением суда от 01 сентября 2014 года в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Республике Дагестан (ИНН 0509006076, ОГРН 1040500682750) отказано.

Решение мотивированно тем, что основания для признания администрации сельского поселения "сельсовет Хваршинский" Цумадинского района Республики Дагестан налогоплательщиком земельного налога, а также пени по нему в отношении муниципальных земель отсутствуют.

Не согласившись с принятым решением, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №12 по Республике Дагестан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что администрация сельского поселения "сельсовет Хваршинский" Цумадинского района Республики Дагестан не освобождена от уплаты земельного налога, и в соответствии с действующим налоговым законодательством земельный налог подлежит уплате администрацией.

Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что  решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2014 по делу № А15-2483/2014, следует оставить без изменения.

Из материалов дела усматривается, что налоговая инспекция в адрес администрации сельского поселения «сельсовет Хваршинский» Цумадинского района Республики Дагестан выставила требование от 06.02.2014 № 19367 об уплате земельного налога и пени по земельному налогу.

В связи с неисполнением в установленный срок указанного требования налоговая инспекция 30.06.2014 обратилась с заявлением в арбитражный суд.

В силу пункта 1 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признает налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса).

Понятия "организации" и "физические лица" для целей актов законодательства о налогах и сборах определены пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса.

Так, организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, а физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

В силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления не могут рассматриваться в качестве организации или физического лица и, следовательно, указанные публично-правовые образования не могут быть признаны налогоплательщиками земельного налога.

На основании части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Таким образом, гражданское законодательство не относит Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации и муниципальные образования к юридическим лицам, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

С учетом положений названных правовых норм муниципальные образования в целях законодательства о налогах и сборах не могут быть отнесены к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.

Данные выводы суда первой инстанции согласуются с правовой позицией Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, изложенной в постановлениях от 06.03.2009 по делу №А15- 1760/2008 и от 03.03.2009 №А15-1757/2008, с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в определении от 21.05.2010 №ВАС - 6167/10.

Основания для признания администрации сельского поселения "сельсовет Хваршинский" Цумадинского района Республики Дагестан налогоплательщиком земельного налога, а также пени по нему в отношении муниципальных земель отсутствуют.

Довод апелляционной жалобы о том, что администрация сельского поселения "сельсовет Хваршинский" Цумадинского района Республики Дагестан не освобождена от уплаты земельного налога, и в соответствии с действующим налоговым законодательством земельный налог подлежит уплате администрацией – не подтвердился.

Одновременно с жалобой заявителем были подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, мотивированное поздним получением копии обжалуемого судебного акта.

Статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность восстановления процессуального срока в случае признания арбитражным судом причины пропуска уважительной.    

Как следует из материалов дела оспариваемое решение от 01 сентября 2014 года вынесено в отсутствие лиц, участвующих в деле, опубликовано в сети интернет 04 сентября 2014 года, и получено инспекцией по средствам почтовой связи 11 сентября 2014 года.

С момента получения копии оспариваемого акта 11 сентября 2014 года до обращения в суд с апелляционной жалобой, заявителем допущено нарушение срока подачи апелляционной жалобы на 4 календарных дня.

Суд признает причину пропуска срока подачи апелляционной жалобы уважительной и считает возможным восстановить заявителю пропущенный процессуальный срок.

Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2014 по делу № А15-2483/2014.

Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.

Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Дагестан пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы.

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 01.09.2014 по делу № А15-2483/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.  

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Судья                                                                                                       Л.В. Афанасьева

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2014 по делу n А77-1141/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также