Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу n А25-744/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ессентуки                                                                                                  Дело № А25-744/2015

12 октября 2015 года                                                                     

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2015 года

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),

судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чарчевым Я.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Водоканал» на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.07.2015 по делу № А25-744/2015 (судья Шишканов Д.Г.)

по заявлению открытого акционерного общества «Водоканал» (ОГРН 1040900961133, ИНН 0914000123)

к Управлению государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1130917001214, ИНН 0917022799)

о признании незаконными акта проверки, предписания к нему и действий должностных лиц

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищного хозяйства № 2» (г. Черкесск, ул. Ленина 387)

в судебном заседании участвует представитель ОАО «Водоканал» – Заболотнева С.А. по доверенности №1974 от 19.05.2015,

 

УСТАНОВИЛ:

 

открытое акционерное общество «Водоканал» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики (далее – заинтересованное лицо, управление) о признании недействительными акта проверки от 01.04.2015 №60, предписания от 01.04.2015 к акту проверки и действий должностных лиц управления.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечено общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищного хозяйства № 2» (далее – третье лицо).

Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.07.2015 производство по делу в части оспаривания акта управления от 01.04.2015 №60 прекращено, в остальной части в удовлетворении заявления отказано, судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое предписание соответствуют законодательству о предоставлении коммунальных услуг и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, а порядок выдачи управлением предписания не может быть отнесен к грубым нарушениям процедуры проведения проверки.

Не согласившись с решением, в части отказа в удовлетворении требований, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, вынести по делу новый судебный акт о признании недействительным предписания к акту №60 от 01.04.2015. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что судом первой инстанции неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и неправильно применены нормы материального права.

Другие лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество является организацией коммунального водоснабжения и канализации (ресурсоснабжающей организацией) и в качестве основного уставного вида деятельности занимается оказанием услуг по водоснабжению и приему сточных вод организациям и населению г. Черкесска.

В управление 11.03.2015 поступила коллективная жалоба жильцов многоквартирного жилого дома в г. Черкесске по ул. Лободина 55, в которой указано, что по вине заявителя, не выполняющего своих прямых обязанностей по прочистке канализационного коллектора от этого дома до соседнего многоквартирного дома по ул. Лободина, 57, в жилом доме держится стойкий невыносимый запах, доходящий до 8 этажа, регулярно происходит подтопление подвального помещения.

Распоряжением от 30.03.2015 №66 управление назначило проведение внеплановой выездной проверки в отношении третьего лица, которое выполняло функции управляющей организации по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома в г. Черкесске, по ул. Лободина 55 (в деле представлены договор управления и обслуживания многоквартирного дома от 18.01.2015, протокол общего собрания собственников жилья многоквартирного жилого дома от 05.01.2015 №55).

Пунктом 2 Распоряжения от 30.03.2015 №66 к проведению проверки также привлечен заявитель.

О проведении проверки управление уведомлениями от 30.03.2015 №67 и №68 известило общество и заявителя. Уведомления вручены обществу и заявителю нарочно соответственно 31.03.2015 и 30.03.2015.

01.04.2015 управлением с участием представителей третьего лица и заявителя произведен визуальный осмотр канализационного колодца наружной системы канализации, через который осуществляется отвод сточных вод из внутридомовой системы канализации многоквартирного жилого дома в г. Черкесске по ул. Лободина, 55.

Выявлено, что данный канализационный колодец находится в неудовлетворительном состоянии, заявитель не обеспечивает его надлежащее содержание, в колодце имеется наличие скопившихся отложений и грязи.

01.04.2015 управлением составлен акт проверки № 60, которым зафиксировано указанное выше нарушение. Представитель заявителя Везиев К.А. от подписания акта проверки отказался.

01.04.2015 по результатам проведенной проверки управлением обществу выдано предписание к акту проверки № 60 об устранении выявленного нарушения, согласно которому общество в срок до 15.04.2015 обязали произвести работы по прочистке канализационного колодца от скопившихся отложений и грязи.

В связи с отказом представителя общества от получения предписания оно направлено управлением в адрес заявителя заказным письмом и получено последним 06.04.2015, что подтверждается представленным в материалах дела уведомлением о вручении заказного письма.

Считая, что акт проверки, а также предписание являются незаконными, общество обратилось в суд с заявлением.

Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые ненормативные правовые акты являются законными и обоснованными.

Решение суда первой инстанции в части прекращения производства по делу в части оспаривания акта проверки, апеллянтом не обжалуется.

В соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Как следует из части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии со статьей 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в частности межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Так, определение при поставке коммунального ресурса внешней границы (границы балансовой принадлежности) инженерных сетей, входящих в состав общего имущества, по внешней границе стены многоквартирного дома обусловлено статьей 36 ЖК РФ, предусматривающей право общей долевой собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, и статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, возлагающей на собственника имущества бремя его содержания.

Согласно статье 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Из смысла статей 161, 162 ЖК РФ, регулирующих отношения между собственниками помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией, следует, что в рамках рассматриваемых правоотношений управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников помещений в многоквартирном доме.

Соответствующие обязательства управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Заявитель, являясь специализированной организацией по поставке воды и принятию стоков, в силу статей 539, 541, 542 ГК РФ, обязан поставлять непосредственно абоненту (собственникам многоквартирных домов, управляющей организации (в случае если собственники выбрали способ управления - управление управляющей организацией)) в установленном количестве и надлежащего качества услуги, и нести расходы по содержанию канализационных выпусков находящихся за пределами внешней стены многоквартирного дома и не принадлежащих собственникам многоквартирного дома на праве собственности.

Пунктом 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 №493 (далее – Положение №493), установлено, что задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 3 указанного положения предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется посредством: организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно п. 4 Положения №493 государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу n А61-1614/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также