Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 по делу n А18-1241/2009. Постановление суда апелляционной инстанции по существу спора,Иск удовлетворить частично

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ  АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ессентуки                                                     Дело №А18-1241/2009

20 октября 2010 года                                      Апелляционное производство 16АП-701/10(1)

                                                 Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2010,

                                                 дата изготовления постановления в полном объеме 20.10.2010

 

 

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Параскевовой С.А.,

судей: Марченко О.В., Казаковой Г.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Асланиди В.И.

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: директор Халмурзиев В.Х.

рассмотрев исковое заявление ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Назрань» к ОАО «Универсальный крытый рынок»,

третье лицо: Министерство имущественных отношений Республики Ингушетия

об обязании отвести земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Назрань» (в настоящее время переименовано в МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Назрань», далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к ОАО «Универсальный крытый рынок» (далее - общество) об обязании отвести земельный участок вокруг артезианской скважины для организации санитарной зоны охраны, закрепить данный земельный участок за предприятием приказом общества и обеспечить постоянный доступ технологического транспорта и сотрудников предприятия для выполнения санитарных требований, установленных законодательством Российской Федерации. Исковые требования мотивированы тем, что порядок эксплуатации артезианской скважины, расположенной по улице Фабричная г. Назрань, не соответствует действующим требованиям в области санитарии, в связи с чем прокуратурой г. Назрань было вынесено предписание об устранении нарушений. Главным условием при эксплуатации данной скважины является создание санитарной зоны охраны, то есть ограждение данной скважины по периметру с целью предотвращения внешних загрязнений и засорений.

К участию в деле, в качестве третьего лица, привлечено Министерство имущественных отношений Республики Ингушетия.

Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 09.02.2010 иск удовлетворен частично, общество обязано обеспечить беспрепятственный доступ служебного транспорта и работников предприятия к артезианской скважине, расположенной на территории общества, для выполнения работ по ее рациональному использованию и бесперебойному функционированию. В остальной части иска отказано. Принимая решение, суд исходил из того, что бесперебойная подача питьевой воды до пользователей и потребителей, а также выполнение необходимого комплекса работ, обеспечивающих бесперебойность функционирования и защиту систем, является функциональной обязанностью предприятия, для выполнения которых необходим беспрепятственный доступ в определенных случаях к водным объектам. Отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд исходил из того, что общество является неуполномоченным лицом по распоряжению земельным участком вокруг артезианской скважины, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства перехода всех прав и обязанностей, в том числе права пользования земельным участком, от государственного предприятия «Назрановская трикотажная фабрика» к акционерному обществу открытого типа «Назрановская трикотажная фабрика», как отсутствуют и документы, подтверждающие прохождение кадастрового учета и процедуры регистрации земельного участка. Из выписки из реестра государственного имущества Республики Ингушетия следует, что земельный участок, на котором расположена скважина, как и сама скважина, является собственностью Республики Ингушетия, у истца артезианская скважина находится на праве хозяйственного ведения.

Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 09.02.2010, предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, считая, что в соответствии с требованиями действующего законодательства артезианская скважина находится в зоне санитарной охраны, и поэтому должна быть ограждена и спланирована. В рассматриваемом случае истец лишен реальной возможности по охране водного объекта.

Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с не привлечением к участию в деле собственника артезианской скважины.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам суда первой инстанции, учитывая доводы, содержащиеся в исковом заявлении, выслушав представителя истца, поддержавшего требования об обеспечении постоянного доступа технологического транспорта и сотрудников МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Назрань» к артезианской скважине для выполнения санитарных требований, установленных законодательством Российской Федерации, приходит к выводу о том, что они подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 11 статьи 23 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» к основными требованиями по рациональному использованию и охране недр относится предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или промышленного водоснабжения либо резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии с положениями части 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе, водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

В соответствии с пунктами 1.4 и 1.5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (вместе с «Санитарными правилами и нормами «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002) зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Согласно пункту 1.15 указанных правил санитарные мероприятия должны выполняться:

а) в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов;

б) в пределах второго и третьего поясов ЗСО - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения.

Пунктом 1.17 указанных правил предусмотрено, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Как видно из материалов дела, артезианская скважина, находящаяся на территории ОАО «Универсальный крытый рынок», согласно представленному перечню объектов недвижимости находится на балансе ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Назрань».

10.11.2009 прокуратурой города Назрань было вынесено предписание №7-5-08 об устранении администрацией города Назрань нарушений санитарного законодательства в сфере обеспечения населения питьевой водой, из которого следует, что прокуратурой города Назрань совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Ингушетия была проведена проверка соблюдения законодательства при обеспечении населения питьевой водой.  По результатам проверки было установлено, что на территории Центрального округа г. Назрань по улицам Муталиева, Московская, Пионерская и Фабричная расположены четыре одиночные артезианские скважины, не отвечающие санитарным требованиям, предъявляемым к объектам водоснабжения действующим законодательством. Одна из указанных артезианских скважин расположена на земельном участке, находящимся в пользовании  ОАО «Универсальный крытый рынок»

17.11.2009 ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Назрань» направило письмо в адрес ОАО «Универсальный крытый рынок»  с просьбой допустить работников к месту расположения данной скважины для устранения выявленных нарушений. ОАО «Универсальный крытый рынок» на данное письмо ответа не представило. Данные обстоятельства послужили основанием для подачи ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Назрань» настоящего искового заявления.

В силу указанных выше правил, обязанность по выполнению санитарных мероприятий возложена именно на предприятие, которое без предоставления беспрепятственного доступа к указанной скважине не сможет надлежащим образом проводить необходимые санитарные мероприятия по ее содержанию.

При этом, в силу положений пункта  1.17 указанных правил, такая обязанность возложена на предприятие независимо от того, утверждены ли зоны санитарной охраны или нет, поэтому суд апелляционной инстанции считает необходимым удовлетворить заявленные требования о возложении на ОАО «Универсальный крытый рынок» обязанности предоставить беспрепятственный доступ служебного транспорта и работников МУП   «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Назрань» к артезианской скважине с целью выполнения необходимых мероприятий по ее содержанию в надлежащем состоянии, для бесперебойного снабжения питьевой водой потребителей.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец представил заявление об отказе от исковых требований в части обязания ОАО «Универсальный крытый рынок» отвести земельный участок вокруг артезианской скважины, находящейся на территории  ОАО «Универсальный крытый рынок», для организации санитарной зоны охраны и закреплении данного земельного участка за МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Назрань» приказом общества.

В связи с отказом истца от части исковых требований, суд апелляционной инстанции считает возможным прекратить производство по делу в этой части требований,  поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

На основании изложенного и руководствуясь статьями  266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

                                                   ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 09.02.2010 по делу №А18-1241/2009 отменить.

Производство по делу в части исковых требований об обязании отвести земельный участок вокруг артезианской скважины для организации санитарной зоны охраны и закреплении данного участка за МУП   «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Назрань» приказом ОАО «Универсальный крытый рынок» прекратить в связи с отказом истца от иска.

Исковые требования в остальной части удовлетворить.

Обязать ОАО «Универсальный крытый рынок» обеспечить постоянный доступ технологического транспорта и сотрудников МУП   «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Назрань» к артезианской скважине, расположенной на территории ОАО «Универсальный крытый рынок», для выполнения санитарных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Председательствующий                                                                        С.А. Параскевова

                                                                      

           Судьи                                                                                            О.В. Марченко

                                                                                                      Г.В. Казакова

Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2010 по делу n А61-1210/2010. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также