Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012 по делу n А60-3347/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-6645/2012-ГК г. Пермь 15 августа 2012 года Дело № А60-3347/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 15 августа 2012 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Рубцовой Л. В., судей Дружининой Л.В., Назаровой В.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леконцевым Я.Ю. при участии: от истца - ОАО Концерн "КАЛИНА": Незнамов В.Д. по доверенности № 5/2012 от 20.12.2011 г.; Боднар Н.И. по доверенности № 59 от 20.06.2012 г. от ответчика - ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога": не явились, извещены надлежащим образом лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 мая 2012 года по делу № А60-3347/2012, принятое судьей Сидоровой А.В., по иску открытого акционнерного общества Концерн "КАЛИНА" (ОГРН 1026605387665, ИНН 6608000083) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) о взыскании неосновательного обогащения, установил: ОАО Концерн «КАЛИНА» обратилось в суд с иском о взыскании с ОАО «РЖД» в лице филиала Свердловская железная дорога 1 724 332 руб. 34 коп. неосновательного обогащения, приобретенного в результате неправомерного списания ответчиком денежных средств с лицевого счета истца за подачу-уборку вагонов в зону таможенного контроля, за пользование вагонами в зоне таможенного контроля, за обеспечение сохранности груза в зоне таможенного контроля и хранение груза на складе временного хранения и в зоне таможенного контроля, за погрузочно-разгрузочные работы в местах общего пользования. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 мая 2012 года исковые требования удовлетворены: с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу открытого акционерного общества Концерна «КАЛИНА» взыскана сумма неосновательного обогащения в размере 1 724 332 руб. 34 коп., а также в возмещение расходов истца по оплате государственной пошлины сумму в размере 30 243 руб. 32 коп. Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой. Полагает, что судом первой инстанции неправомерно к спорным правоотношениям не применены нормы Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее – СМГС), в соответствии со ст. 31 которого претензии и иски отправителя и иски получателя к железным дорогам по договору перевозки могут быть заявлены в течение 9 месяцев. Заявитель полагает, что требование о взыскании 1 724 332 руб. 34 коп. предъявлено ко взысканию за пределами 9 месячного срока. Полагает, что судом неправомерно отклонено ходатайство ответчика о пропуске истцом срока исковой давности. Считает, что получение разрешения на внутренний таможенный транзит не является обязанностью исключительно перевозчика. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на свое несогласие с доводами жалобы. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. В судебном заседании представители истца поддержали возражения, изложенные в отзыве на жалобу, считают, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение, и требования истца обоснованно удовлетворены. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, между ОАО «Российские железные дороги» (именуемым в договоре перевозчик) и ОАО «Концерн «Калина» (именуемым в договоре грузовладелец) 01 января 2009г. заключен договор на оказание услуг по комплексному транспортному обслуживанию №НОДЮ-375/09/134. Указанный договор регулирует взаимоотношения перевозчика и грузовладельца по организации перевозки грузов, оказанию услуг, связанных с перевозкой грузов в комплексном транспортном обслуживании в соответствии со специализацией станции, а также по организации перевозки таможенных грузов, оказанию услуг, связанных с перевозкой и размещением таможенных грузов в зоне таможенного контроля (ЗТК) или складе временного хранения (СВХ) на станциях: Свердловск-Товарный, Аппаратная, Шарташ, Керамик, Уктус, Шувакиш, Свердловск-Сортировочный, Кольцово, Лечебный (приложение N 3). Пунктом 1.1 договора от 01.01.2009г. установлено, что указанные услуги осуществляются перевозчиком за вознаграждение от имени и за счет грузовладельца на сумму не более 20 000 000 руб. в год. В приложении №3 к договору предусмотрено, что перевозчик оказывает грузовладельцу услуги по хранению подвижного состава с таможенными грузами в коммерчески исправном состоянии в ЗТК и СВХ, расположенных на станции Свердловск-Товарный Свердловской железной дороги. Перевозчик обязался размещать прибывший подвижной состав в коммерчески исправном состоянии с таможенным грузом в ЗТК и обеспечить его сохранность, а грузовладелец - оплачивать перевозчику услуги за хранение грузов в ЗТК и дополнительные услуги по переработке таможенного груза. Кроме того, перевозчик оказывает грузовладельцу дополнительные услуги, указанные в заявке (приложение №1) по договорным ценам, определенным в перечне услуг (приложение №2). Заявки и приложения после подписания грузовладельцем и согласования с перевозчиком являются неотъемлемой частью договора и основанием для проведения расчетов (п. 1.2 договора). Согласно п. 5.1 договора от 01.01.2009 N 179 дополнительные виды услуг, не включенные грузовладельцем в заявку (приложение №1), оказываются перевозчиком на основании письма, разовой заявки, по договорным ставкам сборов (перечень и размеры сборов указаны в приложении №2). В период с мая 2009г. по июнь 2009г. ОАО Концерн «КАЛИНА» производило получение груза - вещества органические, пластиковая упаковка, изделия из пластмасс, поступивших железнодорожным транспортом со станций Малашевичи, Семянувка, Славков-Южный Польской железной дороги и станции Свислочь Белорусской железной дороги на станциях Шарташ и Кольцово Свердловской железной дороги. Ответчик в рамках выполнения Договора на оказание услуг по комплексному транспортному обслуживанию №НОДЮ-375\09\134 от 01.01.2009 г. производил в пути следования помещение груза в вагонах в принадлежащую ему Зону таможенного контроля на станции Свердловск - Товарный, для осуществления действий по таможенному выпуску груза в свободное обращение. На основании представленных в материалы дела накопительных ведомостей и ведомостей подачи-уборки вагонов по представленным перечням железнодорожных документов перевозчиком начислены и взысканы с единого лицевого счета истца №1000021426 сборы, а именно: плата за пользование вагонами, подачу-уборку вагонов на/с СВХ и ЗТК, оформление документов на помещение и выдачу грузов на/с СВХ и ЗТК; обеспечение сохранности грузов в ЗТК; за погрузо-разгрузочные работы на местах общего пользования; хранение грузов на СВХ и ЗТК, расположенных на местах общего пользования, с оформлением соответствующих ведомостей подачи-уборки вагонов и накопительных ведомостей в общей сумме 1 724 332 руб. 34 коп. Расчет спорных сумм произведен ОАО «РЖД» на основании Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство №2) и Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство №3), утвержденных постановлениями Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12 и № 35/15, в связи с отсутствием договорных тарифов. ОАО «Концерн «КАЛИНА», полагая, что перевозчиком (ответчиком) в нарушение условий договора на оказание услуг по комплексному транспортному обслуживанию №НОДЮ-375/09/134 от 01.01.2009г., Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, Таможенного кодекса Российской Федерации с него взысканы 1 724 332 руб. 34 коп., обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В соответствии со статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. В силу ст. 36 Устава железнодорожного транспорта по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю. Главой 10 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные условия перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе процедура внутреннего таможенного транзита. В соответствии с частью 1 статьи 79 Кодекса под внутренним таможенным транзитом понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. В силу статьи 80 Кодекса внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления). Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается: перевозчику; экспедитору, если он является российским лицом; лицам, указанным в пункте 6 данной статьи (лицо, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в соответствии с данным Кодексом в месте доставки). В силу статьи 85 Таможенного кодекса Российской Федерации место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (пункт 1 статьи 92). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (статья 69), доставляются в место нахождения таможенного органа (статья 405). Вопреки доводам жалобы при перевозке груза железнодорожным транспортом обязанность по получению разрешения на внутренний таможенный транзит в соответствии со ст. 80 Кодекса, а также п.п. 9.2, 10.1, 10.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК РФ от 08.09.2003 № 973 возложена на перевозчика, и исполнение данной обязанности является условием осуществления перевозчиком его предпринимательской деятельности. Согласно ст. 88 Кодекса при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан: доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены (п. 1); обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались (п. 2); не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном п. 1 ст. 89 названного Кодекса (п. 3). Вопреки доводам жалобы суд первой инстанции правильно указал на то, что обязанность по получению разрешения на внутренний таможенный транзит в соответствии со ст. 92 Таможенного кодекса Российской Федерации возложена на перевозчика. Исходя из содержания приведенных норм права именно на перевозчике – ОАО «РЖД», применительно к настоящему спору, получившему разрешение на внутренний таможенный транзит в таможенном органе, а не на каком-либо ином лице, лежат обязанности по доставке товаров в место доставки, по обеспечению их сохранности, по совершению действий, необходимых для завершения внутреннего таможенного транзита. Доводы ответчика о неправильной оценке судом фактических обстоятельств по делу подлежат отклонению, поскольку с учетом фактических обстоятельств дела, в спорном периоде в отношении груза применялась процедура внутреннего таможенного транзита, в рамках которой взаимодействуют только лицо, которому выдано разрешение на проведение процедуры ВТТ (перевозчик – ответчик), и таможенный орган. В соответствии со статьей 22 Устава железнодорожного транспорта расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей. Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных статьей 22 Устава, и платы за пользование вагонами, контейнерами, перевозчик должен представить доказательства, подтверждающие размер понесенных расходов, время задержки вагонов, контейнеров, вызванной проведением работ, перечисленных в данной статье, а также доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами государственного контроля (надзора). С учетом изложенного обязательным условием применения положений ст. 22 Устава железнодорожного Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012 по делу n А60-9855/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Сентябрь
|