Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2012 по делу n А60-14959/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-8023/2012-АК

г. Пермь

22 августа 2012 года                                                   Дело № А60-14959/2012

­­

Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 22 августа 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,

судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,

при участии:

от истца ООО «Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна» (ИНН 6603022326, ОГРН 1096603000185) – Семенцов П.Н., доверенность от 13.03.2012, предъявлен паспорт;

от ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817) – Полюстров А.В., доверенность от 11.01.2012, предъявлен паспорт;

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика

Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 19 июня 2012 года

по делу № А60-14959/2012,

принятое судьей Липиной И.В.,

по иску ООО «Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна»

к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области

о взыскании 344 250 руб.,

установил:

ООО «Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании со Свердловской области за счет казны Свердловской области в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, Министерства финансов Свердловской области убытков в размере 344 250 руб., причиненных в результате незаконного отказа в предоставлении субсидии на приобретение трех автоприцепов.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.06.2012 исковые требования удовлетворены: со Свердловской области в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области за счет казны Свердловской области взысканы в пользу ООО «Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна» убытки в сумме 344 250 руб. В отношении Министерства финансов Свердловской области производство по делу прекращено.

Не согласившись с вынесенным решением, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении иска, поскольку суд нарушены нормы материального и процессуального права. Заявитель жалобы указывает, что принятым решением затронуты права Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области. Выводы суда о том, что истцом своевременно совершены необходимые действия, установленные порядком получения субсидий, не соответствует действительности. Суд в данном случае без доказательств установил противоправность действия ответчика, его вину при причинению вреда, наличие причинной связи между действиями ответчика и понесенными убытками истца.

ООО «Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна» в представленном отзыве на жалобу, просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку решение суда законно и обоснованно.

Представители сторон в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, соответственно.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем Министерства сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области заявлено ходатайство о смене наименования и проведении процессуального правопреемства на правопреемника Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области на основании постановления Правительства свердловской области от 04.07.2012, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ. Ходатайство о процессуальном правопреемстве удовлетворено судом апелляционной инстанции на основании ст. 48 АПК РФ.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Порядком предоставления из областного бюджета в 2011 году субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции, утвержденного постановлением правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 83-П (далее – Порядок от 08.02.2011), истец обратился в уполномоченный орган для получения субсидии.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области в адрес истца направлено извещение от 26.05.2011 о принятом на заседании Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей Свердловской области, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета (далее – Комиссия) решении от 16.05.2011 о  предоставлении истцу государственной поддержки из средств областного бюджета в виде субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственного оборудования и (или) племенного скота и другого движимого имущества, необходимого для производства, хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции, при условии соблюдения требований постановления Правительства Свердловской области №83-ПП от 08.02.2011 в сумме 1 421 065 руб. на возмещение части затрат по приобретению массажера вакуумного, инъектора рассола, мясорубки автоматической, холодильного оборудования (2 ед.), агрегата охладительного (6 ед.), шкафа холодильного, оборудования для переработки мяса и птицы, шприца вакуумного.

Истец включен в справку-расчет о причитающихся субсидиях на приобретение техники и оборудования по состоянию на сентябрь 2011г.

В дальнейшем Комиссией принято решение от 19.07.2011г. об увеличении объемов субсидирования и возможности внесения соответствующих изменений в бизнес-план, представленный в министерство до 05.05.2011.

Согласно Перечню лиц, получающих субсидии, утвержденному Приказом №211 от 25.07.2011 увеличен объем субсидирования на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования ООО «Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна» до 1 973 787 руб.

В соответствии с требованиями п. 8 Порядка предоставления субсидий, обществом в августе 2011 года представлены в территориальный отраслевой отдел документы в целях получения субсидии.

Письмами от 23.08.2011 и от 14.09.2011 общество обратилось к Министерству с заявлением об изменении перечня приобретаемой техники и оборудования.

По итогам заседания комиссии от 16.09.2011 были внесены изменения в приобретаемый ООО «Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна» перечень техники и оборудования. Из перечня исключены и сняты субсидии на приобретение мясорубки автоматической и оборудования для переработки мяса птицы. Предоставлены субсидии на приобретение напольного волчка, холодильной установки, циклической машины для мойки ящиков, пилы для разделки полутуш, холодильного агрегата, камеры теплоизолирующей холодильной.

Таким образом, Комиссией в полном объеме было рассмотрено заявление от 14.09.2011, а заявление от 23.08.2011 рассмотрено частично: прием к субсидированию торговых прицепов и автолавок рассмотрен не был.

На основании решений Комиссии от 16.05.2011 и 16.09.2011 ООО «Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна» и Министерство 30.09.2011 года заключили Соглашение № 330 о предоставлении субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, необходимого для производства и хранения и (или) реализации сельскохозяйственной продукции.

07.12.2011 Министерством сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области в адрес истца направлено извещение о принятом на заседании Комиссии решения от 01.12.2011 по вопросу рассмотрения заявления ООО «Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна» от 23.08.2011 об изменении перечня приобретаемой техники и оборудования, согласно которому изменен бизнес-план и предоставлены ООО «Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна» субсидий по указанным трем торговым автоприцепам на общую сумму 344 250 руб.

Истец включен в справку-расчет о причитающихся субсидиях на приобретение техники и оборудования по состоянию на декабрь 2011г.

Согласно п. 2.1 соглашения № 330 субсидии предоставляются в порядке перечисления средств областного бюджета на расчетный счет получателя при условии предоставления документов указанных в пункте 3.3.1 настоящего соглашения в территориальное управление Министерства, ежемесячно, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

К таким документам отнесены договор купли-продажи техники, платежные поручения, подтверждающие ее оплату, счета-фактуры, накладные, акты приема-передачи основных средств, акты приемки оборудования или акта сдачи приобретенного оборудования в монтаж, свидетельства о регистрации машины или паспорта сельскохозяйственной техники.

Письмами №156 от 09.12.2011, №157 от 09.12.2011, №158 от 09.12.2011, №160 от 14.12.2011, №161 от 15.12.2011 истцом Министерству предоставлены документы на приобретение автоприцепов: справки-расчеты о причитающихся субсидиях на приобретение сельскохозяйственной техники за декабрь 2011г., паспорта транспортных средств, свидетельства о государственной регистрации данных машин, отчет об оценке стоимости торговых прицепов предусмотренные п.3.3.1 соглашения.

13.12.2011 Министерство письмом №10-31/6 от 13.12.2011 уведомило ООО «Крестьянское фермерское хозяйство Швецова Вита Игоревна» об отказе в предоставлении субсидии на приобретение торговых прицепов в количестве 3 единиц на сумму 1 275 000 руб. по причине того, что оплата за торговые прицепы была произведена 08.12.2011 и 09.12.2011, в паспортах транспортных средств нет отметки о снятии с учета крестьянского (фермерского) хозяйства Швецова Вита Игоревна и постановки на учет в ООО КФХ «Швецова Вита Игоревна», не представлено свидетельство о регистрации торговых прицепов, не представлена копия отчета об оценке рыночной стоимости техники, составленной независимым специалистом-оценщиком.

Решением Комиссии от 22.12.2011 истцу отказано в предоставлении субсидий на приобретение торговых прицепов по причине нарушения требований пунктов 11, 12 Порядка.

Поскольку в целях получения субсидии истцом совершены действия по приобретению в собственность торговых прицепов на общую сумму 1 275 000 руб., субсидия не выплачена, то истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика убытков, причиненных незаконной невыплатой субсидии в сумме 234 250 руб.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности противоправности действий ответчика, вины причинителя вреда, причинной связи между действиями ответчика и понесенными истцом убытками.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб),  также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда лицо, потерпевшее от гражданского правонарушения, понесло убытки, то есть те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения.

Судом первой инстанции правомерно указано, что по смыслу названной нормы лицо, требующее возмещение убытков должно доказать следующий состав: противоправность действий ответчика; вину причинителя вреда; наличие причинной связи между действиями ответчика и понесенными убытками; размер убытков. Взыскание убытков возможно при совокупности и доказанности всех приведенных элементов.

В соответствии с п.4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 №145 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами» тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа – незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действием (бездействием). В данном случае суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действия (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда.

В связи с чем судом апелляционной инстанции не может быть приняты во внимание доводы ответчика о не правомерности проверки законности решения комиссии.

В соответствии с Положением о Комиссии по отбору сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым планируется предоставление субсидий из областного бюджета, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2007 № 1374-ПП, организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Свердловской области, перечень юридических

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2012 по делу n А60-713/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также