Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 по делу n А60-15786/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-9826/2012-АК

г. Пермь

02 октября 2012 года                                                            Дело № А60-15786/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 02 октября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.

судей  Васевой Е.Е., Грибиниченко О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.,

при участии:

от заявителя ОАО "Территориальная генерирующая компания № 9": Калашникова Ю.И., по доверенности от 04.05.2012,  

от заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области: не явились,

от третьего лица индивидуального предпринимателя Михайлова Владимира Ильича: не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Департамента лесного хозяйства Свердловской области

на решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2012 года

по делу № А60-15786/2012, принятое судьей Гаврюшиным О.В.,

по заявлению ОАО "Территориальная генерирующая компания № 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383)

к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (ОГРН 1106670035834, ИНН 6670324273)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Михайлов Владимир Ильич

о признании незаконными действий,

установил:

ОАО "Территориальная генерирующая компания № 9" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента лесного хозяйства Свердловской области, выразившихся в отказе от предоставления в аренду лесного участка радиусом 50 метров от скважины №3э, расположенного в квартале 36 Березовского участка Березовского участкового лесничества ГУСО «Березовское лесничество» и обязать заинтересованное лицо вынести решение о предоставлении заявителю в аренду лесного участка радиусом 50 метров от скважины №3э, расположенного в квартале 36 Березовского участка Березовского участкового лесничества ГУСО «Березовское лесничество».

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 06.07.2012) заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своих доводов заинтересованное лицо указывает на ошибочность вывода суда о том, что использование одного лесного участка разными лесопользователями допустимо; полагает, что рассматриваемая ситуация отличается от указанной в Постановлении ВАС №2111/10 от 27.07.2010. Указывает на то, что использование участка ОАО "Территориальная генерирующая компания № 9" предусматривает вырубку лесонасаждений для создания зоны санитарной охраны на арендованном участке, что предполагает возможность использования лесного участка по виду лесопользования, совпадающему с видом лесопользования ИП Михайлова В.И. Заинтересованное лицо полагает, что судом неправильно истолкован п. 23 Порядка, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 №319.

В судебном заседании представитель заявителя с жалобой не согласился по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Заинтересованное лицо и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество обратилось к заинтересованному лицу с просьбой предоставить в аренду лесной участок, расположенный в квартале 36 Березовского участка Березовского участкового лесничества ГУСО «Березовское лесничество» (исх.от 02.02.2012 №6001-06-6/145 (л.д 25)). Заинтересованным лицом в данной просьбе было отказано (ответ на исх. от 02.02.2012 №6001-06-6/145 (л.д. 26)).

Полагая, что действия заинтересованного лица не соответствует положениям Лесного кодекса Российской Федерации, нарушают его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу, что лесное законодательство допускает возможность заключения на одном участке нескольких договоров аренды для использования его в различных целях несколькими пользователями.

Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.

Согласно ст. 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий государственного органа необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону и иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 607 Гражданского кодекса РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Согласно ч. 1 ст. 72 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.

Лесной кодекс Российской Федерации в статье 1 в качестве одного из основных принципов лесного законодательства предусматривает, что лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

В части 1 ст. 25 Лесного кодекса РФ перечислены виды использования лесов, в том числе, заготовка древесины, иные виды, определенные в соответствии с частью 2 ст. 6 Кодекса.

Часть 2 ст. 25 Лесного кодекса РФ устанавливает, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

В силу пункта 3 статьи 74 Кодекса договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных пунктом 3 названной статьи.

Согласно ч. 1 ст. 44 Кодекса использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов осуществляется в соответствии со ст. 21 Кодекса.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 21 Кодекса строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов.

В силу ч. 5 ст. 74 Кодекса порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора аренды лесного участка утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подп. «а» п. 23 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного Приказом Рослесхоза от 26.07.2011 №319 одним из оснований для принятия решения об отказе в предоставлении в аренду лесного участка является наличие в отношении лесного участка, на который претендует заявитель, прав третьих лиц (за исключением случаев заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ), исключающих возможность использования лесного участка в испрашиваемых целях.

Как следует из материалов дела, оспариваемые действия по отказу в предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка мотивированы тем, что вопрос о предоставлении одного лесного участка нескольким арендаторам законодательно не урегулирован.

Апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемые действия Департамента не соответствующими действующему законодательству и нарушающим права общества.

Из приведенных выше положений лесного законодательства следует, что Лесной кодекс Российской Федерации не содержит запрета на предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности.

В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Системное толкование норм лесного и гражданского законодательства показывает, что ограничения как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возможно только в случае, когда многоцелевое лесопользование невозможно.

Указанная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ №2111/10 от 27.07.2010 и обоснованно применена судом первой инстанции в настоящем споре.

Из материалов дела следует, что предпринимателю Михайлову В. И. по договору аренды лесного участка № 264 от 14.11.2008 предоставлен в аренду лесной участок в целях заготовки древесины (приложение № 3 к договору на л.д. 48-61).

Заявитель обратился к заинтересованному лицу с целью получить в аренду лесной участок в квартале 36 Березовского участка Березовского участкового лесничества для организации зоны санитарной охраны в связи с тем, что он является недропользователем, который обязан организовать зону санитарной охраны для водозабора подземных вод.

Цели использования лесного участка и обязанность общества по организации защитной зоны подтверждаются лицензией на право пользования недрами СВЕ 02956 ВЭ с приложением № 1 (л.д. 27-30), проектом организации зоны санитарной охраны водозаборных скважин № 1э,2э,3э (л.д. 108-118,) предписанием Управления Роспотребнадзора по Свердловской области от 13.11.2008 (л.д. 119-120).

Кроме того, выводы суда первой инстанции согласуются с выводами судов трех инстанций по делу № А60-11482/2011, в котором рассматривались исковые требования ОАО «ТГК № 9» к предпринимателю Михайлову В. И. и Департаменту лесного хозяйства Свердловской области о признании недействительным договора аренды лесного участка от 14.11.2008 № 264 и применении последствий недействительности сделки.

Таким образом, имеющиеся материалы дела и нормы лесного законодательства подтверждают правильность выводов суда первой инстанции по существу спора.

Довод подателя апелляционной жалобы о том, что использование участка ОАО "Территориальная генерирующая компания № 9" предусматривает вырубку лесных насаждений для создания зоны санитарной охраны на арендованном участке, что предполагает возможность использования лесного участка по виду лесопользования, совпадающему с видами лесопользования предпринимателя Михайлова В.И., апелляционным судом отклонен, поскольку он противоречит обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Довод о том, что судом неправильно истолкован п. 23 Порядка, утвержденного Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 26.07.2011 №319, также не может быть принят, поскольку он не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и опровергается содержанием судебного акта.

Довод о неправомерном применении в споре правовой позиции ВАС РФ также отклонен, как основанный на неправильном толковании позиции суда.

При таких обстоятельствах, поскольку действия Департамента по отказу в предоставлении в аренду лесного участка не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции, установив совокупность оснований для признания оспариваемых действий незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ), правомерно удовлетворил заявленные требования.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и по существу сводятся к переоценке обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.

Нарушений со стороны суда первой инстанции норм процессуального и материального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы не установил.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 июля 2012 года по делу № А60-15786/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Департамента лесного хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня  его принятия через  Арбитражный  суд Свердловской области.

Председательствующий                                               Е. Ю. Ясикова

Судьи                                                                                      Е. Е. Васева

                                                                                       О. Г. Грибиниченко

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 по делу n А50-12919/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и прекратить производство по делу  »
Читайте также