Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу n А60-23783/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-10222/2012-АК

г. Пермь

12 октября 2012 года                                                       Дело № А60-23783/2012­­

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Варакса Н. В.

судей  Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,

при участии:

от заявителя общества с ограниченной ответственностью "ПРОФТЕХИНВЕСТ": представители не явились,

от заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга: представители не явились, 

(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

заявителя общества с ограниченной ответственностью "ПРОФТЕХИНВЕСТ"

на решение Арбитражного суда Свердловской области

от 30 июля 2012 года по делу № А60-23783/2012,

принятое судьей Присухиной Н.Н.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПРОФТЕХИНВЕСТ" (ОГРН 1116673000685, ИНН 6673229067)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Екатеринбурга

о признании недействительным ненормативного акта,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ПРОФТЕХИНВЕСТ» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее – Инспекция, регистрирующий орган) от 03.05.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица, а также обязании зарегистрировать в установленном законом порядке прекращение деятельности ООО «ПРОФТЕХИНВЕСТ» в связи с его ликвидацией по решению общего собрания участников на основании представленного 25.04.2012 пакета документов.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает на неправомерность выводов суда первой инстанции о недостоверности сведений, содержащихся в ликвидационном балансе. Отмечает, что Обществом соблюдена предусмотренная законом процедура ликвидации, в указанный в публикации о предстоящей ликвидации Общества двухмесячный срок налоговый орган никаких требований не заявил, на момент представления в регистрирующий орган документов для регистрации ликвидации у Общества отсутствовала задолженность по платежам в бюджет.

Приложенные заявителем к апелляционной жалобе копия баланса расчетов на 26.02.2012, копия платежного поручения № 375 от 29.02.2012, копия платежного поручения № 376 от 29.02.2012 не подлежат приобщению к материалам дела, поскольку Общество не заявило ходатайство о приобщении указанных документов к материалам дела и не обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по уважительным причинам (ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции  просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представители заявителя и заинтересованного лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 16.11.2011 единственным участником ООО «ПРОФТЕХИНВЕСТ» Вотинцевой В.Г. принято решение № 3 о ликвидации Общества и назначении Вотинцевой В.Г. ликвидатором (л.д. 12).

30.11.2011 сообщение о ликвидации Общества опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» № 47 (354) 2011 (л.д. 47).

31.01.2012 решением № 4 утвержден промежуточный ликвидационный баланс (л.д.15). 25.02.2012 решением № 5 утвержден ликвидационный баланс (л.д. 16).

25.04.2012 ООО «ПРОФТЕХИНВЕСТ» поданы документы на государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией.

Решением от 03.05.2012 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации прекращения деятельности ООО «ПРОФТЕХИНВЕСТ» в связи с его ликвидацией на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» со ссылкой на непредставление заявителем для государственной регистрации необходимых документов, а именно, ликвидационного баланса, поскольку последний содержит недостоверные сведения в части уплаты обязательных платежей в бюджет (л.д.33).

Полагая, что указанное решение регистрирующего органа является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что у регистрирующего органа имелись законные основания для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица, регистрирующий орган обоснованно посчитал ликвидационный баланс не представленным в связи с несоответствием сведений в части уплаты обязательных платежей в бюджет, содержащихся в ликвидационном балансе, имеющимся у налогового органа (имеется расхождение между налоговой отчетностью, представленной в налоговый орган, и данными, полученными из банка, а также ввиду неисчисления Обществом налога  на прибыль за 4 квартал 2011 года).

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В соответствии со ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации.

Судом апелляционной инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что ликвидационная комиссия опубликовала сообщение о ликвидации общества в «Вестнике государственной регистрации» № 47 от 30.11.2011 (л.д. 47), следовательно, срок для предъявления требований кредиторами, в том числе налоговым органом, истек 30.01.2012.

Доказательств, подтверждающих обращение Инспекции как кредитора с требованиями в отношении имеющейся у Общества задолженности по обязательным платежам в установленный для предъявления кредиторами требований, либо доказательств обращения Инспекции в суд с соответствующим иском, в материалах дела не имеется.

Судом апелляционной инстанции установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что на момент утверждения промежуточного баланса от 31.01.2012 Инспекцией не представлено возражений относительно содержащихся в балансе сведений о размере задолженности по обязательным платежам. Сообщение Инспекции с требованием представления пояснений от 05.03.2012 № 10-24/04253 (л.д. 52) сформировано после только представления Обществом заявления от 25.04.2012 о государственной регистрации ликвидации, кроме того, доказательств его получения Обществом в материалах дела не имеется.

В соответствии со ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации в период ликвидации организации налоговые органы уполномочены осуществлять контроль в части соблюдения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в том числе путем проведения выездных налоговых проверок.

Материалы дела не содержат доказательств проведения в отношении заявителя налоговой проверки, которой установлены факты недостоверности налоговой отчетности Общества, не исчисления и не уплаты налогов.

Доказательств наличия какой-либо задолженности Общества перед бюджетами различных уровней на указанную дату материалы дела не содержат.

Выписка по операциям на счетах в банке от 21.02.2012, на которую ссылается регистрирующий орган (л.д. 34-37), а также требование от № 15654 об уплате налогов и сборов по состоянию на 06.04.2012 (л.д. 82), не свидетельствуют о наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет, поскольку данное требование сформировано после утверждения ликвидационного баланса, доказательств его получения Обществом в материалах дела не имеется.

Кроме того, налоговый орган не использовал предоставленные ему законом как кредитору и контролирующему органу права и полномочия на предъявление требований непосредственно к должнику в двухмесячный срок, на проведение налоговой проверки в порядке п. 11 ст. 89 Налогового кодекса РФ, на инициирование судебного процесса в отношении Общества.

Таким образом, недостоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе Общества, налоговым органом не доказана.

Ликвидационный баланс составлен заявителем 25.02.2012 и представлен в налоговый орган 25.04.2012 в составе пакета документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (л.д. 51).

В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации необходимых сведений. В заявлении подтверждается, что заявителем соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

Ликвидатором Общества в регистрирующий орган представлены все необходимые документы для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Соответствие пакета документов, представленного 25.04.2012 в надлежащий регистрирующий орган, требованиям п. 1 ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», подтверждается материалами дела.

В рассматриваемом случае заявителем для государственной регистрации представлен полный пакет документов и регистрирующим органом не доказана недостоверность сведений, указанных в ликвидационном балансе, следовательно, оспариваемое решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга от 03.05.2012об отказе в государственной регистрации принято с нарушением закона, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

При указанных обстоятельствах заявленные Обществом требования полежат удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч. 1, ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные Обществом при подаче заявления (2000 руб.) и апелляционной жалобы (1000 руб.), на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга в пользу заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, ч. 2 ст. 270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 июля 2012 года по делу № А60-23783/2012 отменить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга от 03.05.2012 об отказе в государственной регистрации как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью «ПРОФТЕХИНВЕСТ».

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (ОГРН 1046603571508, ИНН 6660010006) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ПРОФТЕХИНВЕСТ» (ОГРН 1116673000685, ИНН 6673229067) судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 3000 (Три тысячи) рублей.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий

Н.В.Варакса

Судьи

С.П.Осипова

Е.Ю.Ясикова

 

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу n А50-4573/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также