Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2012 по делу n А71-8881/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е № 17АП-11513/2012-АК г. Пермь 06 ноября 2012 года Дело № А71-8881/2012 Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2012 года. Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2012 года. Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В. Г. судей Борзенковой И.В., Сафоновой С.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакулиной Е.В., при участии: от заявителя индивидуального предпринимателя Малых Владимира Викторовича ОГРН 305184101400047, ИНН 180800832587) - Шамсутдинов А.А., паспорт, доверенность от 31.07.2012; от заинтересованного лица Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833) - не явились; лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 августа 2012 года по делу № А71-8881/2012, принятое судьей Мосиной Л.Ф., по заявлению индивидуального предпринимателя Малых Владимира Викторовича (ОГРН 305184101400047, ИНН 180800832587) к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Удмуртской Республики (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833) о признании незаконным бездействия пенсионного фонда, обязании устранить допущенные нарушения и предоставить отсрочку платежа по страховым взносам, а также начисленным пениям, установил: Индивидуальный предприниматель Малых Владимир Викторович, (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республики, г Ижевск (далее - фонд), выразившегося в отказе в предоставлении отсрочки уплаты страховых взносов и соответствующих сумм пени, обязании устранить допущенные нарушения и предоставить отсрочку платежа по страховым взносам, а также начисленным пеням (с учетом уточненных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ). Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.08.2012 заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с указанным судебным актом, фонд обжаловал его в порядке апелляционного производства. Фонд считает, что решение вынесено с нарушением норм материального права, с применением закона, не подлежащего применению, и с неправильным истолкованием закона, что привело к принятию неправильною решения по следующим основаниям. Предприниматель обратился в отделение с заявлением о предоставлении отсрочки но уплате сумм задолженности по страховым взносам (исх.от 31.05.2012 №99), Рассмотрев данное заявление Отделение отказало в предоставлении отсрочки (исх. от 15.06.2012 №10/3-11/4876) ввиду того, что органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право, а не обязанность предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочку) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом: а также в связи с отсутствием законодательно установленных порядка и случаев предоставления органом контроля отсрочки (рассрочки) погашения задолженности по страховым взносам. Суд оценив представленные сторонами доказательства пришел к выводу о возможности применения к с спорным правоотношениям по аналогии положений НК РФ. Однако данный вывод суду, по мнению фонда, является ошибочным, поскольку в соответствии со ст. 2 НК РФ, ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании а Российской Федерации» (далее - Закон №167-ФЗ). ПК РФ не распространяет свое действие на правоотношения по исчислению и уплате страховых взносов; налоговые правоотношения и правоотношения но исчислению и уплате страховых взносов не являются аналогичными, т.к. налоги, сборы и страховые взносы имеют различную правовую природу. Вывод суда о том, что отделение формально отнеслось к заявлению предпринимателя и по существу не оценило обстоятельства, обуславливающие необходимость (либо отсутствие необходимости) предоставления отсрочки (рассрочки) в погашении сумм по уплате страховых взносов, также является ошибочным. В данном случае суд не учел невозможность объективной оценки фондом обстоятельств, излагаемых в заявлениях об отсрочке (рассрочке) погашения задолженности, в условиях отсутствия законодательно установленных единообразных критериев оценки, позволяющих принимать обоснованные решения об отсрочке (отказе в отсрочке) без дискриминации плательщиков и риска злоупотреблений коррупционного характера. Кроме того, принятие фондом данных решений без правового обоснования невозможно в силу обязанности исполнения функций контроля своевременной уплаты страховых взносов и формирования бюджета ПФР (п.2 ст. 13. ст. 17 Закона №167-ФЗ. пи.1 п. 3 ст.29 Закона ЖМ2-ФЗ). Несвоевременная уплата страховых взносов в случае необоснованного и незаконного решения органа контроля может принести к дефициту бюджета ПФР и, как следствие, к ограничению прав граждан па пенсионное обеспечение, так как из поступающих страховых взносов выплачиваются пенсии и пособия уже достигшим пенсионного возраста гражданам, а также уплаченные страховые взносы участвуют в перерасчете пенсий работающим пенсионерам. Также несвоевременная уплата страховых взносов лишает застрахованных лиц права инвестировать средства, учитываемые на индивидуальных лицевых счетах, в порядке, установленном ст.32 Федерального закона от 24.07.2002 111-Ф3 «Об инвестировании средств для финансировании накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», и формировать накопительную часть трудовой пенсии. Фонд, просит отменить полностью решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.08.2012и принять новый судебный акт. Представитель предпринимателя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей фонда, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов дела, 31.05.2012 предприниматель обратился к фонду с заявлением о предоставлении отсрочки погашения сумм по уплате страховых взносов, а также начисленных пеней до 30.09.2012. На заявление предпринимателя фонда в письме от 15.06.2012 № 10/3-11/4876 отказал в его рассмотрении ввиду того, что порядок и случаи предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) по уплате сумм за задолженности по страховым взносам законом не предусмотрены. Предприниматель, не согласившись с отказом, выраженным в письме от 15.06.2012 № 10/3-11/4876, обратился в арбитражный суд. Арбитражным судом первой инстанции принято вышеприведенное решение. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что фонд незаконно отказал в рассмотрении заявления предпринимателя. Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя предпринимателя, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» предприниматель является плательщиком страховых взносов. В силу положений статей 19, 20 указанного Федерального закона в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится органом ПФР в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах налогоплательщика, а также на его имущество. Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ Пенсионный фонд вправе предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочку (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам в порядке и случаях, которые предусмотрены федеральным законом. В настоящее время, порядок и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) в уплате задолженности по страховым взносам действующими нормативными правовыми актами не установлены. Именно данное обстоятельство, по мнению фонда, является свидетельством правомерности его действий в виде направления письма предпринимателю, в котором указано на отсутствие правового регулирования данного вопроса. Суд апелляционной инстанции полагает, что непринятие компетентным органом нормативного акта, устанавливающего механизм, основания и случаи предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, не может служить основанием для спорного бездействия, поскольку отсутствие надлежащей процедуры реализации права, гарантированного законом, не может служить препятствием к реализации этого права. Статья 29 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» дает органу Пенсионного фонда право на предоставление отсрочки. У плательщиков страховых взносов, в свою очередь, возникает право заявлять ходатайство о предоставлении такой рассрочки и доказывать необходимость удовлетворения ходатайства. При этом, апелляционным судом принято во внимание, что в соответствии с Конституцией РФ федеральные законы, а, следовательно, и Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», имеют прямое действие. В этой связи положения Федерального закона № 212-ФЗ, включая нормы о предоставлении рассрочки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, действуют с момента вступления Закона № 212-ФЗ в силу. Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия органов государственной власти, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов. Для государственного органа все права, вытекающие из его задач и функций, - это не права в узком понимании, то есть такие, какие орган может использовать или не использовать по собственному усмотрению, а выполнение задач, поставленных государством. При таких обстоятельствах само по себе отсутствие в законодательстве механизма, регулирующего порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не может являться основанием для нарушения права истца на ее получение и не лишает соответствующий орган правомочия по принятию необходимых мер для ее предоставления, в т.ч. по аналогии закона. В данном случае является обоснованным указание суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям по аналогии положений Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих правила и основания изменения сроков и уплаты налоговых платежей (глава 9 Налогового кодекса Российской Федерации), в виду достаточной схожести правоотношений по уплате налоговых обязательств и обязательств по уплате страховых взносов, порядке их принудительного взыскания, а также в виду прямого отсутствия законодательно закрепленного запрета. Следует отметить, что отделение фонда формально отнеслось к заявлению предпринимателя, и по существу обстоятельства, обуславливающие необходимость (либо отсутствие необходимости) предоставления отсрочки (рассрочки) в погашении задолженности по страховым взносам оценены не были. Как верно указано судом первой инстанции, из положений статьи 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ следует, что орган Пенсионного фонда, как уполномоченный орган контроля за уплатой страховых взносов, обладает правом предоставления отсрочки (рассрочки), а не обязанностью по таковому предоставлению. Однако, в силу системного анализа норм указанного Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ реализация указанного права поставлена в зависимость от цели осуществлении деятельности данным органом. Иными словами, рассмотрение обращений организаций и индивидуальных предпринимателей, в виду наличия у них соответствующего права на получение отсрочки (рассрочки) должно быть поставлено органом в зависимость от возможности обеспечить наиболее эффективное и полное поступление в бюджет соответствующего уровня платежей от плательщиков страховых взносов, с учетом всесторонней оценки сложившихся обстоятельств, которые объективно привели к необходимости обращения организации (индивидуального предпринимателя) с просьбой о предоставлении отсрочки (рассрочки). Вместе с тем, из представленного в материалы дела письма фонда от 15.06.2012 № 10/3-11/4876 не следует, что фондом в действительности рассматривались и подвергались всесторонней оценке обстоятельства, изложенные в письме предпринимателя, поскольку фондом указано лишь на отсутствие процедуры предоставления отсрочки (порядка и случаев), а также на отсутствие оснований для отзыва инкассовых поручений, в то время как законность их выставления заявитель не оспаривал, а просил лишь предоставить возможность в полном объеме рассчитаться с предусмотренными законном обязательствами, но в иной срок. Направление в адрес предпринимателя информационного письма, в котором отсутствуют мотивированные выводы фонда относительно обстоятельств Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2012 по делу n А50-13048/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Август
|