Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 по делу n А50-11549/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 17АП-13011/2012-ГК

 

г. Пермь

13 декабря 2012 года                                                      Дело №А50-11549/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2012 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2012 года.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Паньковой Г.Л.,

судей                                 Дюкина В.Ю., Голубцовой Ю.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Коржевой В.А.,

при участии:

от заявителя, Открытого акционерного общества "Пиломатериалы "Красный Октябрь", – Томилова А.Д., доверенность от 01.01.2012,

от заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, – Горкунова Л.Н., доверенность от 09.12.2011,

от заинтересованного лица, Министерство лесного хозяйства Пермского края, - Царенко Ю.И., доверенность от 14.03.2012, Бородулин Д.С., доверенность от 28.06.2012,

от заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, - Баев А.Б., доверенность от 10.01.2012,

от заинтересованного лица, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", - не явились,

лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,

рассмотрев апелляционную жалобу заявителя, Открытого акционерного общества "Пиломатериалы "Красный Октябрь",

на решение Арбитражного суда Пермского края

от 04 октября 2012 года

по делу № А50-11549/2012,

вынесенное судьей Заляевой Л.С.,

по заявлению Открытого акционерного общества "Пиломатериалы "Красный Октябрь" (ОГРН 1025900759928, ИНН 5903028207)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю 

заинтересованные лица: Министерство лесного хозяйства Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)

о признании действий незаконными, обязании осуществить государственную регистрацию договора аренды,

установил:

Открытое акционерное общество "Пиломатериалы "Красный Октябрь"  (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю  (далее – заинтересованное лицо) с заявлением о признании отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка № 652 от 11.03.2012 незаконным, об обязании осуществить в установленный законом срок государственную регистрацию договора аренды.

Определениями Арбитражного суда Пермского края от 21.06.2012, 09.08.2012 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в порядке ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Министерство лесного хозяйства Пермского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".

Решением суда от 04 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заявитель с решением суда от 04 октября 2012 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на ошибочность выводов суда. Положения ст.4.1, 4.4 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» не содержит никаких исключений. Считает, что проектная документация, государственный учет лесного участка содержат описание границ лесного участка, которое позволяет его индивидуализировать и выделить из состава других объектов. Выписки из государственного лесного реестра пермского края от 11.03.2012 в отношении спорных лесных участков, выданные Министерством лесного хозяйства Пермского края и переданные заявителем на государственную регистрацию, подтверждают факт осуществления государственного учета указанных лесных участков и являются достаточными документами для осуществления государственной регистрации договора аренды. Отказ в государственной регистрации договора аренды является незаконным.

В суде апелляционной инстанции представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Заинтересованное лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы.

Представитель заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заинтересованное лицо, Министерство лесного хозяйства Пермского края в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве приводит положения статей ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», отмечает, что заявитель не должен был представить на государственную регистрацию кадастровый паспорт объекта недвижимого имущества.

В суде апелляционной инстанции представители  заинтересованного лица, Министерство лесного хозяйства Пермского края, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержали, просили решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заинтересованное лицо, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" направили в суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, представителей не направило, что в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 10.01.2012 № 2 «О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» 11.03.2012 между Министерством лесного хозяйства Пермского края (Арендодатель)  и ОАО «Пиломатериалы «Красный Октябрь» (Арендатор) подписан договор №652 аренды лесного участка, согласно которому Арендодатель предоставляет Арендатору в аренду по настоящему договору следующие лесные участки общей площадью 51 522,6 га:

§  лесной участок площадью 37249,6 га,

§  лесной участок площадью 14273 га.

29.03.2012 представитель ОАО «Пиломатериалы «Красный Октябрь» обратился в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации договора аренды.

Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию представлены: платежное поручение от 12.03.2012 № 565, доверенность, учредительные документы юридического лица, договор аренды, выписки из государственного лесного реестра Пермского края в отношении лесных участков № 1817-2012-02 и 1818-2012-02 с картами-схемами расположения и границ лесных участков от 11.03.2012.

12.04.2012 регистрирующим органом государственная регистрация договора аренды приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

11.05.2012 регистрирующим органом в государственной регистрации договора аренды заявителю отказано со ссылкой на то обстоятельство, что на кадастровом учете состоят земельные участки лесного фонда с кадастровыми номерами 59:20:0000000:100, 59:20:0000000:228, 59:16:0000000:36. При предоставлении в аренду части лесного участка в составе земель лесного фонда, прошедшего государственный кадастровый учет, должны быть учтены правила учета части объекта недвижимости, на которую распространяется ограничение (обременение) вещных прав.

Полагая, что отказ в государственной регистрации договора аренды лесного участка № 652 от 11.03.2012 является незаконным, Открытое акционерное общество "Пиломатериалы "Красный Октябрь"  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.

Выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав).

В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.

Как следует из абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации прав, в государственной регистрации может быть отказано, в том числе в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации. Пунктами 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

В соответствии со ст.7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Согласно п.2 ст.72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

По правилам п.1 ст. 4.1, п.4.4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2012 по делу n А50-17880/2012. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также